Под постом про обучение и 10 000 часов попыток отметился учитель вождения. И мне стало очень интересно. Потому что вождение - замечательный пример. По поводу танцев, игры на инструментах или шитья можно спорить, что значит "профессионал", что значит "научился" и.т.д. (Хотя и здесь, если надо, рамки можно очертить очень четко - достаточно спросить настоящего профессионала, и он вам скажет, чего сколько надо уметь, и кому чего не хватает, по пунктам.)
А вот с вождением все намного однозначнее. :-) Там все "сразу и налицо" - садишься за руль и едешь, и сразу оказываешься на дороге, среди всех знаков, правил и людей. И либо едешь, обращаясь со всем этим адекватно, либо вскоре создаешь какую-то невозможную ситуацию на дороге или аварию. Конечно, в вождении тоже есть миллион градаций, и есть водители, которые еле как пробираются через городские джунгли, чуть не плача. А есть такие, кто там как рыба в воде. Но есть одна точка, которую должен распознавать инструктор по вождению. Когда можно уже выпускать человека одного на дорогу!
Тут, кстати, сразу и возникло выражение "первичный навык". Бог с ним, с мастерством, элегантностью решений, своим стилем и уверенностью в себе. И прочими вот этими красотами. Где та точка, когда можно выпускать человека на дорогу? Чтобы он дальше там тренировался сам, и с большой вероятностью уже никого не убил?
Я видела многих, кто только что научился водить машину. Вначале они ездили на работу и домой, в магазин, и так с виду - едет человек и едет. Но они переживали, им было страшно. Они рассказывали, что вождение для них до сих пор - большой стресс. Как кто-то на них нагудит, они прямо страшно расстраиваются. Много сомневаются в себе, пугаются. Кстати, большинство рассказывали, что после того, как их выбросили в пучину реального самостоятельного вождения, этот ужас отпустил их через год. Через три года люди говорят, что чувствуют себя уверенным водителем.
Я понимаю, что и здесь миллион различий. Кто-то быстрее успокаивается, кто-то пять лет дрожит. Некоторые вообще потом бросают, поняв, что так и не смогли привыкнуть. Но я про общую картину.
Собственно, в нашей переписке возникла формула. Якобы очень опытный инструктор по вождению ее для себя вывел. Во-первых - он таки пришел к тому, что возраст имеет значение. Тоже плюс-минус личные особенности, но есть некая директива. Возраст умноженный на два - вот количество часов, которые нужно поводить машину, чтобы приобрести вот этот первичный навык. Т.е. если человеку 50 лет - то это сто часов. Если ему 25 - то 50.
И понятно, что человек, поводивший машину 50 часов - он очень далек от профессионала. Но, получается, что такого человека можно выпускать на дорогу? Т.е. было сказано, что это - минимум, который требуется для сдачи экзамена на права. Стало быть, получив права человек начинает тренироваться уже на живой дороге. Это, все же, серьезный шаг уже.
Сто часов! Или 50. Я некоторое время сидела и представляла себе эти сто часов. Разумеется, в это же время человек усиленно учит правила, знаки и все такое. Теорию. И предполагается, что у него в это время живой интерес к теме и активная работа с нею. Но все равно. 50 или 100 часов это совсем немного.
Если взяться заниматься чем-то 40 часов в неделю, то отработаешь эти часы за 2.5 недели. Если заниматься три раза в неделю по часу, уйдет чуть болье месяца!
Я пыталась представить, а что будет уметь человек, пробовавший какое-то ремесло сто часов? Если сто часов прорисовать - что будет? Начнешь очень уверенно рисовать, увеличится совпадение между тем, что видится, и что делает рука. За это время можно накопать и освоить кучу приемов, как сделать что-то, чтобы оно выглядело желанным образом. Наверное, попробуешь работать в разных форматах. Набьешь пару шишек, что-то запорешь и переделаешь. Профессионалом не станешь, но уже начнет что-то получаться.
А если сто часов прошить? Наверное за это время можно сшить пару простых вещей и пару сложных. С чем-то замучиться, и обнаружить большую кучу деталей, которые в процессе казались нормально сделанными, а на общей готовой вещи оказались не достаточно качественно сшитыми и отутюженными, из-аз чего все перекосилось и имеет не самый товарный вид. Ну и исправить это можно, осознав, что так не пойдет, и в следующий раз сделав лучше.
А что можно сыграть, просидев сто часов за фортепиано? А можно ли за сто часов научиться играть что-то на скрипке, попадая в ноты? А что будет, если прозаниматься танцами сто часов, в одном и том же направлении,с одним и тем же тренером?
Ктонибудь из вас помнит или знает, что происходит в вашем деле, в котором вы профессионал - через 100 часов занятий? И что можно с этим сделать? Можно ли зарабатывать на иллюстрации, после ста часов практики, как вы думаете? А на шитье? А автомехаником можно стать за 100 часов? Чему за это время научишься? Ну хоть что-то простое научишься чинить? У нас вот медицинское образование начиналось с того, что студентов отправляли работать санитарами в больницу, и там им доставались все-все-все новоприбывшие, у кого надо было забирать кровь. Они там экспрессом учились попадать в вены. Это было первым навыком, который нужно было приобрести. Потому что навык очень комплексный - надо и с пациентом договориться, и выступить уверенно, и не трястись, и таки уметь эту вену найти, и в нее попасть. Помню, мне как-то попалась старательная девушка, которая воткнула мне иголку за полсекунды, насколько уверенно и быстро. И добавила, что их тут гоняют, они только этим и занимаются сутками, и она могла бы это сделать уже с закрытыми глазами. Сейчас я подумала - интересно, а она сколько часов этим прозанималась, чтобы достичь этой точки?
Мне вообще казалось, что сто часов, и тем более 50 - это вообще-то очень мало. И я удивилась сегодня, узнав, что в вождении это время, за которое можно так многому научиться. (Чтобы аж экзамен сдать.) Оно теперь мое воображение тревожит - может быть все не так уж плохо, и даже после столь немногих часов практики у человека уже могут наступить какие-то заметные прорывы? На чем бы попробовать? :-)