Мне тут пришло письмо от знакомой, с просьбой опубликовать в рубрике "вопрос-ответ":
Здравствуй, Яна. Мы с тобой знакомы, но мне хотелось бы сегодня написать тебе письмо на правах анонима, чтобы получить комментарии - твои и твоих читателей.
Для читателей расскажу историю издалека, чтобы было понятно.
Я живу в Германии 28 лет. Приехала совсем молоденькой, до этого успела только поучиться в художественном училище в Питере, и поработать в театре. Не за деньги, а что-то вроде практики, тетя была в театре бутафором, и мне давала попробовать и помогать. Там я влюбилась в профессию, и хотела тут продолжать этим заниматься. Но, приехав в Германию, поняла, что наше ремесло сильно отличается от здешнего, и надо учиться. Поступила на "azubi" на три года и даже умудрилась закончить.
Но как раз к экзамену у нас дома тучи сгустились и назрел ужасный развод. Муж меня сильно бил, я его боялась, работы у меня не было, у него была. Мы поженились и буквально сразу уехали в Германию, и он сразу нашел работу. Не совсем по его профессии, но в русской фирме и он ею дорожил. Но как только мы переехали, он начал меня сильно терроризировать и бить.
Я только потом узнала, что есть такой сорт мужчин, которые очень ласковы и обходительны, пока ухаживают за девушкой. Но, стоит им пожениться, превращаются в страшного тирана. Однажды он побил меня очень сильно, от этих побоев в моем животе умер мой ребенок на 7 месяце беременности. Описать мое состояние трудно до сих пор - ужас, страх, горе, отчаяние. В больнице меня выслушали, подали заявление на мужа, и из больницы я не вернулась домой, а ушла в женский дом. Они помогают, но не безгранично. Они сделали для меня великое дело - посоветовали бесплатного юриста, который организовал мой развод, так, что я ни разу не явилась в суд, и не увиделась с мужем. И они помогли мне получить социальную помощь. Это было начало. Но после этого было еще много трудностей. Все это происходило под Берлином, я уехала в Берлин, чтобы подальше от него. Лечилась, у меня было много разных последствий его последнего избиения, в том числе множественный перелом ноги, из-за которого я до сих пор хромаю. Я начала искать работу, и нашла тогда потрясающее место, сразу после экзамена - меня взяли делать бутафорию для ужастиков в Бабельсберг. Мне было плевать, что я перлась на работу полтора часа в один конец, расцвела там, мне очень нравилось. Я делала всякие силиконовые кишки и кровищу-мясищу для фильмов. За короткое время очень многому научилась. Но тогда все было непросто - мне не могли сразу дать полное рабочее место.
Была тогда такая форма работы, когда человек оставался на социале, а новый работодатель платил 300 евро. Эти 300 евро вычитали из социала, но продолжали платить за квартиру. Еще доплачивали за свет, а за газ не доплачивали. В общем с деньгами было туго. Мне клятвенно пообещали, что через 8 месяцев должно освободиться полное место, и если я до тех пор там хорошо проработаю и мы сработаемся, дадут нормальную работу. (Так и случилось, они слово сдержали.) Но вот были эти 8 месяцев, когда с деньгами было туго.
В это время мне коллеги посоветовали взять в видеотеке пару фильмов, чтобы посмотреть, как сделаны определенные вещи. Обычно такие вещи брались там в архиве, но этих вещей не оказалось, т.к. фильмы были не наши. И все сказали что подумаешь, это три марки стоит, посмотри эти фильмы, многое поймешь о том, как вот это сделано. Посмотреть нужно было конкретные сцены, мне это было важно. я хотела профессионально расти. Вышла я из дома, напротив была видеотека. Они тогда были на каждом углу - частные лавочки. Зашла - фильмы есть. Записалась, и мне дали напрокат эти фильмы, три евро каждый. Я там расписалась на некоей бумажке, что становлюсь членом этой видеотеки. В общем, посмотрела, не успела отдать, и попала в больницу.
Оказалось, что от моей тогда еще свеже переломанной ноги откололся осколок кости внутри (там был осколочный перелом, все осколки зафиксировали, но один отлетел), и пришлось опять оперировать, всю ногу разбирать. Было очень больно, потом были осложнения. В общем пролежала я в больнице ровно 20 дней. На работе, кстати, к этому отнеслись с полным пониманием, желали выздоровления. И даже предлагали не ходить на работу, пока все плохо. Но я сразу после выписки начала опять ездить на работу, очень боялась ее потерять, и нравилось. Ногу мне заковали в тяжеленную конструкцию, я себе в первый же день стерла все руки костылями. Очень все болело. Я добиралась до работы, там работала, потом из последних сил перлась домой, падала в постель и там рыдала. Потому что надо было еще помыться и переодеться, но это уже было невозможно. Иногда я так и засыпала, в рабочей одежде. А мылась и переодевалась утром, перед следующим уходом на работу. А на работе добрые коллеги носили мне еду к моему столу, чтобы я никуда не ходила.
И вот в один прекрасный день приходит мне письмо, что мол вы не сдали в срок фильмы, и с вас 120 марок. 50 за каждый фильм, плюс за нарушение правил. А это были почти все мои деньги на еду на месяц. Я рыдая звоню вы эту видеотеку. Они говорят: "Вы на правилах расписались, там все написано". Я рыдая побежала и вернула фильмы. Хозяйка говорит - все равно с вас такая-то сумма, по правилам. Т.е. это не за то, что фильмы у меня оказались, а просто наказание за просрочку такое! И говорят - если не заплатишь в ближайшее время, передадим дело экзекуторам и к счету прибавится еще 250.
Я после этого пришла на работу рыдая, не могла остановиться. Мне одна коллега решила помочь и позвонить в эту видеотеку. Я уже говорила на немецком, но просто не очень разбиралась в таких вопросах, а у этой коллеги был брат юрист, она смелее о таком говорила. Она позвонила, пыталась объяснить, ругалась. Но там хозяйка видеотеки была непреклонна. Есть, кстати, правило, что если человек из-за тяжелой болезни просрочил что-то такое, то иногда ему могут дать шанс, т.е. отсрочку. Но хозяйка видеотеки сказала, что при таком контракте можно подавать в суд, подавайте, если хотите, и пусть судья решит, была ли я достаточно больна. Проблема в том, что брат коллеги даже был готов бесплатно выступить моим юристом, но он сказал, что придется заплатить за сам суд, от этого он не может меня освободить, и это было бы 300 марок, дороже, чем сам счет. А еще он сказал, что это - частная лавочка, и хозяйка сама решает такие вопросы. Последний шанс - чисто по-человечески уговорить ее не сдирать с меня такой штраф в силу обстоятельств. Позвонил еще сам. Уговаривал. Хозяйка видеотеки сказала: "Она что, все эти недели в коме лежала в больнице? И потом она вернулась и могла бы вспомнить отнести фильмы, но она еще на несколько недель про них забыла, при чем тут болезнь". В общем, была непреклонна. Единственное, что выпросил юрист, это рассрочка. Я платила 12 месяцев по кусочку.
Потом моя работа превратилась в настоящую. Потом я начала нормально зарабатывать. Потом жизнь пошла в гору. Но это был мой первый урок немецкой жизни, когда контракт - и все. И абсурдное наказание за задержку двух фильмов. И неумолимая хозяйка видеотеки, которая не хотела проникнуться моей трагической историей, просто хотела любо ценой свои 120 марок. Раз случилось такое счастье - клиент совершил ошибку, и можно с него содрать. Этот урок я очень запомнила. После этого очень внимательно читаю все контракты и ничего не просрочиваю. Вообще сразу после этого научилась тому, как все бывает беспощадно.
А потом я нашла нового мужа, у нас родилось двое детей. Муж мой работает изготовителем протезов. И благодаря ему я сменила профессию и открыла новый бизнес. С тех пор я делаю очень правдоподобные части тела и лица людям с серьезными увечьями, приобретенными и врожденными. За последние 15 лет в моей фирме много собственных разработок. Я делаю и отдельно силиконовые уши, носы, но и целые большие части лица. Мы с мужем много работали над техниками, как и чем это все закреплять на лицах, чтобы оно не портило кожу хорошо держалось, даже когда пациенты едят и говорят. У нас несколько своих патентов. И мы несколько раз успешно отбились от попытки скупить нас большими концернами.
И конечно, как у всех таких фирм, у нас есть "базовые запчасти", а есть "лимузины", которые еще лучше, живее, правдоподобнее и дороже. Медстраховки платят за самое простое. Что уже совсем не плохо. Например, если нет половины лица, и можно прикрыть, выглядит как много макияжа. Но есть и более дорогие варианты. Они, к сожалению, стоят столько денег, потому что очень дорогие материалы. Отформовочные силиконы очень разные по цене. Посмотрите, сколько стоят зубные протезы. И умножайте это на плоскости размером с четверть и половину лица. Мы дошли с дорогими моделями до того, что отформовывали поверхности с обычных лиц, и на новых частях есть даже поры, оно выглядит как кожа лица. И мы сделали разные образцы с разных людей, с крупными или мелкими порами. Но, чтобы переждать эту фактуру, нужны самые дорогие материалы, которые передадут всю фактуру до десятой доли миллиметра. Мы сейчас экспериментируем и с трехмерным принтером. Но пока не удалось произвести более дешевую альтернативу.
И конечно есть такие моменты, когда самое простое пациентам годится, но не для всего. Например, если часть лица большая, многие жалуются, что с базовой маской не могут есть. А им хочется не только выходить в общественные места и на работу, но и есть спокойно. Но медстраховка платит только за базовое. И мы не миллионеры. Но иногда бывают случаи, когда уж очень жалко пациента, или какой-то особый случай. Например люди, которые до травмы стояли на сцене и перед камерой, или очень молодые пациенты, которые тяжело справляются. Ну или какие-то особо трагические истории, когда очень хочется помочь. Особенно, конечно, я переживаю, если увечья получают женщины от мужчин из-за домашнего насилия. Мы с мужем выделили в фирме бюджет годовой, на то, чтобы некоторые вещи делать бесплатно. По налогам получается, что мы можем использовать так определенный процент от прибыли. Эта сумма очень органиченная. Каждый раз трудно решать, кому сделать без доплаты нос или щеку получше.
Иногда привлекаем спонсоров. Но это всегда непросто, и делается в свободное от работы время. Нужно очень много запросов написать и документов оформить, чтобы кто-то проспонсировал протез. Но мы делаем.
И наверное вы уже догадались, что сейчас будет. После двух десятков лет явилась ко мне эта женщина - в прошлом хозяйка видеотеки. Она с тех пор пережила тяжелую травму (перед ней взорвался гриль с газовым баллоном). Потеряла бизнес и теперь получает ту самую социальную помощь. И страховка оплатила ей минимальную маску для лица, и ей этого мало. Она чувствует себя не комфортно, не ест в общественных местах. И на более крутую модель денег нет, и ей посоветовали, что можно попросить у производителей более дорогую маску "про боно", т.е. бесплатно. Из сочувствия к пациенту.
Но это, как вы понимаете, решение производителя, кого считать достаточно нуждающимся, чтобы проспонсировать именно этому пациенту более красивый протез. И я ей отказала.
Отказала по двум причинам. Менее благородную назову сначала. Да, я на нее зла, я злопамятная. Когда мне было ужасно плохо, у нее не было никакой жалости ко мне, она из-за суммы, которая для ее бизнеса была небольшой, а для меня - огромной, уперлась до конца. И не захотела проявить ни малейшего сочувствия и понимания.
Второе - я не считаю, что она нуждается больше других. Она - женщина предпенсионного возраста, сидящая на социале. Ей не надо ни на сцену, ни на камеру. У нее есть взрослые дети (есть ди муж, не знаю). Но я предпочту ей любую молодую девочку или мальчика, которым еще в школу и университет ходить, партнеров искать, жизнь и карьеру строить. Она конечно сказала, что я отказала ей из чистой мести. В немецком для этого есть слово "Jein". И да, и нет. И из мести, и потому что действительно не считаю, что она - достаточно тяжелый случай. И, знаете, мне легче стало. Не из-за мести, нет. Ну что там - пережила я эти финансовые трудности, и беспощадных истецов, выжила и давно живу интересно. Но просто как-то было ощущение, что история эта закрылась.
Муж всю историю знает. Мы поговорили о моих чувствах. Он сказал, что раз мне легче стало и ничего меня не гложет - хорошо. По факту - она действительно не кандидат на "про боно", среди всех желающих она была бы последней, кому бы мы стали так делать. Правда куча случаев, которым нужнее.
А тут я вдруг общей знакомой рассказала эту историю, и она мне говорит: "А я бы именно этой женщине сделала бы бесплатно. Просто чтобы никто не подумал, что я - мстительная сука". Вот тут меня накрыло. Как это? Джа пошла она в баню - она мне нанесла в свое время травму, а я еще должна платить за то, чтобы оправдываться, что я не сука, а благородный человек? Ну нет. Но знакомая говорит, что иначе получается точно поведение мстительное. Ну и что, ну получается. Мы живем в мире современных технологий - если что, пусть эта женщина всю историю (вместе с первой частью) пишет в интернете и краудфандит себе на маску. Мне все равно.
Яна, читатели, что думаете? Вам было бы важно в этой ситуации "не прослыть мстительной сукой"? До такой степени, чтобы много тысяч подарить. Человеку, который к вам в трудную минуту был совсем безжалостен?
***
После того, как пришло это письмо. мы уже благополучно поговорили об этом по телефону. Но договорились, что я все равно его опубликую. Мое мнение такое: надо опустить вообще все личные мысли и эмоции по этому поводу. И рассмотреть факты. Если бы не было никакой личной истории между этими двумя женщинами - она не была бы кандидатом на спонсированную маску. Сказано же - существует система отбора кандидатов, выработанная годами. И по этой системе она - не кандидат. Полно других, которые объективно нуждаются больше. Все. Какие там между кем при этом чувства - дело третье.
Если бы тут кто-то один лишил другого того, что положено, из мести, это было бы совсем другое. Но тут ведь по правилам не получается.
Так что я бы предложила откинуть абсурдную идею заплатить много тысяч своих кровных денег, только чтобы сферическому кому-то там не показаться мстительной сукой.
Действительно, в таких случаях каждый человек может попробовать решить вопрос сам. Например вот предложенным способом - накраудфандить в интернете денег на эту маску. Можно было бы даже придумать какой-то сценарий - написать всю свою историю, написать, что жалеешь о той истории. Насобирать денег, и если их наберется больше, чем нужно - часть отдать своей "оппонентке", в качестве примирения. (Не только одна сторона может "откупаться" от чувства вины деньгами). Ну или не знаю - на лишние деньги, если такие случатся, еще какому-нибудь ребенку нос проспонсировать. Просто этот вот способ не сработал, этот конкретный человек помочь не хочет и не особо рвется. Можно искать других.
Так что хорошо, что одной участнице истории как-то легче стало. Плохо, что у другого человека должно было случиться такое горе, чтобы появился повод пересмотреть все происходящее. И вообще, жалко всех, с кем такое случается. И хорошо, что в нашей стране страховка хоть за базовую маску платит. И желаю всем, чтобы ни у кого такого не случалось - ни мужей таких, ни травм, ни последствий... и.т.д.
Смотрите также:
Магазин Белолапик Все новости в Телеграме Недетские картинки в Телеграме Уютный чат в Телеграме Мой YoutubeПроспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам:
http://paypal.me/mammamiu