Почему мало кто публикует прайслисты на дизайн и иллюстрацию

Jan 10, 2013 07:17

После вчерашнего поста опять началось: вот, все сами виноваты, выложили бы свои честные прайслисты сразу в интернет, и никто бы не боялся, что их услуги стоят космических денег. Почему же так мало дизайн-агентств, дизайнеров, иллюстраторов и.т.д. таки выкладывают такой прайслист?



1 - Настоящий адекватный прайслист был бы слишком длинным. Помимо того, что "дизайн сайта" или "разработка фирменного стиля" - это бочка бездонная, на формирование цены за такую услугу влияют еще очень многие субтильные факторы, не имеющие прямого отношения к дизайну. Например, личные ощущения исполнителя. Бывает, что прямо уже по первым строчкам письма от клиента ясно - эти из меня всю душу вынут! Или по первому звонку ясно. И любой профессионал, почуяв такое, увеличит сумму процентов на 50 сразу, чтобы потом не жалеть, что связался. Это называется - за вредность. А еще бывает - обращаются очень милые клиенты, но видно, что они вообще не понимают, что происходит. Ну совсем. Вообще в первы раз в жизни к такому заданию подбираются. И все бы хорошо, но уже понятно, что им каждую технологию, каждый нюанс, каждую сложность будешь объяснять часами. И потратишь кучу времени. Это тоже сразу надо учитывать.

Так же у опытных арт-директоров со временем развивается особое чутье. Вот у меня оно на работе в агентстве появилось очень быстро, но до самого последнего дня меня никогда не слушали клиенты. Только опытные, поработавшие со мной коллеги понимали, что так и будет. чутье это касается особого синдрома. Это когда раскладываешь перед клиентом палитру возможных услуг, и он во что-то тыкает и с уверенностью заявляет: "Вот это нам точно не понадобится! Точно!" И вот говоришь - ну, знаете, это обычно все хотят, это для того и для этого нужно, это полезная штука, берите! Нет! Нам это не надо, фигня все это. И наоборот - а вот это - хочу любой ценой. Потом, за метр до финиша, они вдруг начинают горячо хотеть то, от чего отказывались (вдруг какой-то там единственный авторитет вякнул, что как же без этого жить-то?), а другое, которое так хотели, таки оказалось не нужно. Можно прямо спорить и ставки делать. Так вот - получается "пичалька", когда среди прочего выясняется, что за ту самую нехотелку надо доплатить еще полбюджета. И если таких хотелок-нехотелок уже вначале очень много, и все очевидно, многие сразу включают в стоимость. Точно зная, что потом мы это все равно отработаем. Не промахнулись ни разу.

И все равно, вернусь к началу - чтобы сформировать такой прайслист, в котором действительно учтены все-все-все возможные варианты, надо так научиться! Это такие труды. Никто не хочет за это браться. Особенно с учетом второго пункта:

2 - Клиенты все равно прайслисты читать не умеют. Правильно дизайнеры все время прикладывают к заказчикам историю про макдональдс. Кто работал в аналогичной забегаловке, или кто наблюдательный в таком месте покупал часто еду? На стене висит расподробный список, чего дают: кофе такой, напиток эдакий, с сахаром, со сливками, картошка с соусом, с майонезом. И какой процент клиентов, даже стоя перед этим прайслистом, еще три раза переспросит? А вот это с этим - сколько? А если с этим? А вот это - оно уже входит? Или это отдельно? Или оно там есть, а то, что в меню - это дополнительно? Гамбургер купить не могут без дискуссии! А представьте, что вот они же придут к вам за дизайном? Будет то же самое: каждый пункт и каждую комбинацию из пунктов вы все равно еще триста раз будете пояснять и разъяснять, и все равно сто раз придете в точку: "Так сколько все это вместе стоит? А это вон туда входит? Или это отдельно?"

3 - И даже когда все пункты разъяснишь, от имевшегося заранее написанного прайслиста будут одни убытки. Потому что большинство клиентов либо не понимают написанных там пунктов, либо принимают их за что-то другое.
- Вот, написано, дизайн логотипа - столько-то евро. А почему вдруг еще вот столько прибавилось?
- А потому что вам еще вот это надо!
- Кто сказал, что мне это надо? Не надо мне это!
- Вы сами сказали, что вам надо еще то и это!
- Так это другое. Я простую вещь попросил, а вы мне сразу вон такую жирную услугу пихаете!
- То что вы назвали, это та самая услуга и есть.

И так далее. Все равно - все что там написано, это будет не то, не так как представляли, и раз оно такое противное, не надо нам это, хотя все равно, конечно, надо.

4 - В силу разных условий иногда приходится менять цены. Некоторые (особенно молодые дизайнеры и агентства) научиваются считать не сразу, и поднимают цены по три раза в год, пока наконец не поймут, сколько надо брать за работу. Если эти терзания и метания всем видно, это не очень хорошо. И если какой-то клиент долго раскачивается, и в процессе раздумий три раза за год заглядывает на сайт, и каждый раз видит там другую цену, ему это тоже покажется странным. Так же многим наблюдателям может показаться странным, если известный ценник вдруг умножили на 10. Когда на всеобщее усмотрение вывешиваешь ценник, это так же означает некоторую ответственность за свои слова.

5 - Клиенты - одна сторона медали. С ними все ясно - вывесишь ценник, потом половину времени будешь его пояснять, или за него оправдываться. Но есть еще и коллеги. Все дизайнеры и агентства, пробовавшие вывешивать свой прайслисты в общественных местах, жаловались на лавину неадекватных реакций от коллег. С одной стороны (при любых ценах) прибегут толпы завистников-ненавистников, чтобы сказать: "Вот вы оборзели, такие деньжищи брать за ваше фи!", с другой стороны незамедлительно прискачет такая же толпа других обиженных, кричать, что "вот из-за таких как вы никто никому ничего и не платит - устроили тут демпинг, рынок ломаете!"

Плюс еще целая гвардия ноющих уточек, как из моего любимого анекдота, которые просто придут сказать: "Хорошоооо вааам". Плюс просто тролли, которые прикапываются просто ко всему, по определению. И это я упомянула только личные наезды. Стоит после такой акции погуглить себя, еще найдется гора того же самого в форумах: "Ой, а вы видели, сколько эти за визитку хотят?!" и дальше - тысяча комментов. Просто многим не хочется со всем этим сталкиваться вообще.

5.а - Конечно, все мы знаем, что скрыть прайслист от коллег невозможно. Узнать ценник любого автора - 5 минут. Стоит выдать себя за потенциального заказчика (или попросить об этом знакомого), как вам тут же все и напишут. Но полученные таким путем цены - все равно не то. Во-первых это таки индивидуальное предложение, которое исполнитель не обязан прикладывать ни к кому, кроме этого конкретного заказчика (и, соотвественно, никто другой не должен принимать на свой счет). Всеогда, когда кто-тов частном порядке получил от автора счет за иллюстрацию в 800 евро, и обсудил ее на форуме, найдется другой, заплативший за похожую иллюстрацию 200 евро, там же. И как это получилось - ничье дело.
А во-вторых - это не подлежит публикации, так что получив прайслист, нельзя разводить большое обсуждение этого на форумах, с выкладыванием полученного.

5.б - Вообще, вы ведь хорошо понимаете, почему в большинстве агентств сотрудникам запрещается обсуждать, кто сколько получает? Я знаю, что в моем агенстве некоторые очень похожие по квалификации дизайнеры получали суммы в месяц, отличавшиеся на 2-3 тысячи. И то, что они себе выторговали, и сколько им надо для счастья, зависело от многих факторов - начиная от пройденного пути, и кончая условиями, в которых каждый жил. И по сути каждый выбрал и выторговал себе свою зарплату сам. И в идеале каждый должен получать за свою работу столько, сколько нужно лично ему. Для своего персонального счастья. Каждый должен сам считать, сколько ему нужно получить денег, чтобы работать было приятно, и сил было не жалко, и заработанного хватило на себя и кошку. И чтобы эту сумму найти, надо на себя и свою жизнь смотреть, а не бегать и переживать из-за каждой копейки, которую заработали где-то другие.

И если это - много, то пусть он получает много, а не пинки со всех сторон, за то, что много просит. А если это мало - то пусть получает сколько надо, а не, опять же, пинки со всех сторон, что он, наглая морда, дэмпингом занимается.

А спросить (возвращаясь ко вчерашнему) - по прежнему ничего не стоит.

дизайн, иллюстраторское ремесло, размышления

Previous post Next post
Up