Здравствуйте, Яна!
Буквально последний ваш пост посвящен интересующей меня проблеме. Дело в том, что я сейчас занимаюсь вопросом приобретения/передачи и защиты авторских прав на изображения. А поскольку вас читает много иллюстраторов, фотографов, художников и всех тех, кто с этим сталкивается, то было бы здорово задать аудитории вопросы на эту тему :)
В частности, многие ли знают, как, в случае обнаружения "кражи" свои права защищать? Готовы ли взяться за это дело?
А может кто-то взялся и добился своего или, наоборот, пожалел, что ввязался?
Заключают ли договоры, когда выполняют, например, одиночный заказ?
Много ли известно случаев, когда с претензиями доходили до суда - и какое решение в итоге выносилось?
В общем, интересно всё, что вы и читатели думаете по этому поводу :)
И я буду очень благодарна за публикацию вопросов (если возможно) и ваш ответ :)
***
Здравствуйте!
Давайте, для начала, не валить в одну кучу совершенно разные вещи. "Договорились о работе и не заплатили" (неважно с контрактом, или без - это одно дело. Украли - другое. А авторские права вообще нельзя ни украсть, ни купить, ни продать. Они навсегда остаются во владении автора, а через кажется 70 лет после его смерти становятся ничьими. Но авторские права, это опять "совсем одно", а права публикации и использования, это другое. Эти права можно оставить кому-то по наследству, продать и.т.д.
Когда вы продаете какую-то работу, регулируются права на использование. Самое простое и дешевое - это когда вы разрешаете покупателю использовать вашу работу один раз. по какому-то заранее оговоренному назначению. Есть много сортов этих прав использования. Вы можете прямо по пунктам перечислять, что можно, и что нельзя. Например в книгу, журнал к аталог - можно, а на футболку, кружку и ложку - нельзя. Так же можно оговаривать тираж. Например, вы можете разрешить пользоваться чем-то для какого-то издания, пока оно издается. А можете разрешить только первые три тысячи, а за последующие возможные переиздания требовать новый гонорар или проценты.
Так же существуют эксклюзивные и неэксклюзивные права. В первом случае некто заказал что-то для себя, и другим это больше давать-продавать нельзя. Чтобы этим вашим произведением себя украшал только этот заказчик. Во втором случае можно нарисовать иллюстрацию для журнала Vogue, а потом выставить ее на стоки - пусть берут еще тысяча журналов. Естественно. у таких прав тоже совсем разная цена.
Самое позднее, когда вещь вышла в свет, вы можете показывать свое произведение в своем портфолио, в своих книгах про свою работу, и.т.д. Однако заказчик может запретить вам показывать свою работу, пока она действительно не вышла в свет. Тут бывают очень сложные и запутанные истории, способные развалить карьеры всех вовлеченных, поэтому лучше таких вещей придерживаться. Например, я сейчас читаю умнуж книжку, где описывается случай: ребята-дизайнеры сделали картинку для футболки, которую заказал им агент. Они сдали свою картинку и получили за нее первый гонорар, им сказали, что не известно, возьмет ли эту футболку музыкальный коллектив, для которого делали, но работа, вроде как, сделана. Ребята радостно поместили картинку у себя на сайте, и даже опубликовали туториал, как они это делали. И тут начался скандал: агент потребовал немедленно убрать картинку из интернета. Оказалось, что вообще-то этот агент вступил в тайный питч, и начал предлагать работы коллективу, у которого уже было налажено сотрудничество с другим агентом, или вернее с фирмой, которая занимается "мерчандайзингом", т.е. они находились в процессе подлого переманивания клиента исподтишка. А тут вовлеченные выставляют картинку. Естественно агенту не хотелось, чтобы кто-то узнал. что они что-то такое пытаются, пока переманивание не состоялось. Но откуда это знать дизайнеру? Вот тут-то и следует вежливо спрашивать: "Уже можно показывать работу?"
Собственно, самое позднее, если вы видите свою работу на полках магазинов, или на людях, или в открытой продаже - можно.
И еще есть отдельная печальная история, которая называется "работать на постоянной работе". Действительно, если вы сидите и просто работаете рядовым дизайнером в какой-то большой компании, и рисуете там дудликов, вы не имеете никаких прав на какого-то дудлика, если он окажется супер-успешным, и принесет работодателю миллиарды. Если без сомнения вы придумали его самолично и без чужого участия, вы можете рассказывать всему свету, что это вы его придумали! Но работодатель все равно не будет вам ничего должен, кроме зарплаты. Это - факт. Но это - отдельная грустная песня.
Что до контрактов и неоплаты заказов. В Европе и Америке письменная договоренность (в мейлах) уже считается достаточной, чтобы сказать. что вамс долнжы гонорар за работу. В России, по-моему, такого нет - надо предъявлять контракт, иначе можно даже не обращаться к юристам.
Факт, что в случае неуплаты гонораров можно и нужно обращаться к юристам и в суд. Но есть варианты печальных исходов. Если вы докажете, что вам должны денег за работу, и не заплатили их, суд признает вас правыми, и приговорит неплатящую сторону к тому, чтобы они оплатили и ваш счет, и стоимость суда. Другой вопрос, что, если та фирма объявит о своем банкротстве, на этом все и закончится. Они скажут на суде: "Да, мы очень хотели бы заплатить, но у нас нету", и все. Банкротство - сложный процесс. но там кончается тем, что через 7 лет фирме прощаются остатки долгов, а до этого они пытаются выплатить хоть что-то, при этом судья решает, кому что платить в первую очередь. Обычно дизайнеры, которым должны несколько сотен долларов, оказываются очень далеко в хвосте этой очереди, и до них часто не доходит дело.
Если обманывающий работодатель не обанкротился, но все равно ноет, что нету денег, проиграв суд он может выпросить разрешение платить ваш счет по частям. И будет он вам отдавать 300 долларов кусочками по 5 долларов в месяц. Формально вы победили, но на самом деле - вы же понимаете...
То же самое теоретически может случиться ис укравшими. Поэтому, если видно, что у вас что-то украли совсем мелкие мошенники, судиться видимо бесполезно. Если же это более или менее крупная фирма (или совсем большая) - наезд окупается, причем еще лучше, чем суд за неуплаченный гонорар.
Если насчет договоренностей о работе еще можно спорить, в случае кражи спорить не о чем - была работа, которая третьих лиц вообще не касалась, они ее самовольно взяли и использовали. Такой суд - беспроигрышный, и это все знают, поэтому ни одна вменяемая фирма суда не дожидается. В 99% случаев они реагируют на первое грамотное письмо от юристов, с предложением заплатить некую сумму, чтобы их благородно не засудили. Это называется в немецком "договориться вне суда", наверняка на русском тоже есть красивый термин. И это очень неплохо работает. Первое типовое письмо от хорошего юриста стоит 250 евро, и если он оценивает штраф в каких-нибудь 600 евро, это уже имеет смысл. Если у того же автора воруют произведения повторно, все ясно, и координаты своровавших известны, повторное письмо (такое же, только с новым адресом) любой юрист с удовольствием сделает за 20-50 евро, т.к. у него это займет 10 минут.
В сомнительных случаях (если еще надо разбираться, украли у вас, или "вдохновились"), юристы советуют ввязываться только, если потенциальная выгода от суда - 50 тысяч долларов и больше.
А мне вот интересно: кто из моих читателей уже судился (или ругался с привлечением юристов) за неуплаченные гонорары? С контрактами или без? В какой стране? Чем кончилось? А у кого воровали произведения? Чем кончилось?