Давайте закидывать клиентов камнями

Nov 07, 2012 07:37

Очень надеюсь, что пишу туда, куда следует, и Вы не будете на меня ругаться, что вот опять засоряют!



Дорогая Яна!

Во-первых, спасибо за Ваш журнал, каждое утро посмеяться и вдохновиться приятно ))

А во-вторых, хочу поднять наболевшую для многих дизайнеров-фрилансеров тему. Черный список заказчиков. У каждого найдется пара-тройка печальных и смешных историй, как кто-то кого-то обманул, прокинул и вообще повел себя некрасиво по отношению к вам как к личности в общем и дизайнеру в частности.

У меня как раз такая ситуация на данный момент и складывается. Как из дизайнерского анекдота: <<Нам очень нравится, только все надо переделать>>. А переделывать я уже не хочу - слишком много сил и времени было угрохано в этот проект. И получается, что заказчик мне говорит ариведерчи, денег не платит (договор мы не успели подписать, предоплату тоже я не взяла, т.к. заказчик приплыл от своих, может, это даже и к лучшему, не суть...), а я не то чтобы у разбитого корыта - макет я подумываю перепродать, но осадок остался, как понимаете.

Так вот. Вопрос даже не в этой конкретной ситуации, а в самом принципе. Моя подруга, человек совести и чести, негодует. И под это дело забацала группу в фейсбуке - для всех обиженных дизайнеров. И предложила мне выкладывать на обозрение мою историю. И вот я на распутье. С одной стороны меня сильно не устраивает, как меня в этот раз сделали, и хочется куда-то бежать, кому-то бить морду (правда, хочется, но конечно я - никогда), и вот есть возможность бить морду в интернете. А я, кажется, в интернете тоже не могу бить морду. Наверное, боюсь получить сдачи, видимо, детский дворовый комплект
вылезает наружу )))

Хочу спросить дизайнерскую общественность, нужен ли такой черный список, где дизайнеры плачутся и негодуют, советуют, как избегать проблем и каких заказчиков обходить стороной? Я вот почему-то время от времени наступаю на одни и те же грабли.... Пусть это будет закрытая группа, только для дизайнеров, дизайнерский ку-клукс-клан ))) Но то ли совесть мучит, то ли просто неприятно ябедничать... Но что-то же с этим надо делать? Нет?

***

Здравствуйте!

Что до меня - я протисница таких списков.

Во-первых - (давайте, будем откровенными) если у вас не сложилось с клиентом, почему вы так уверены, что это именно потому, что клиент "плохой"_ Мы все себя очень любим, и наше эго защищает нас от разочарований в себе. Но все мы люди, люди делают ошибки. Может быть в этом случае вы просто не нашли подход к клиенту?

Я сто раз видела, как клиент и дизайнер с криками расходятся, а следующий дизайнер спокойно делает им работу, и все хорошо. У меня у самой уже так было - в ту и в другую сторону. А еще бывает, что с каким-то клиентом получаются одни слезы, но приходится с ним работать еще раз. И после нормального человеческого разговора, или еще каких-то событий, вдруг все становится нормальным, и следующие заказы уже выполняются хорошо и без проблем.

Во-вторых: независимо от того, кто там виноват, и что на самом деле было. (А ведь вы знаете, что сколько на свете споров - у каждого всегда будет своя правда, и своя версия.) Если я, будучи клиентом, увижу какого-то дизайнера, активно вовлеченного в подобный проект (поливание грязью тех, с кем не сложилось) - я бы, честно говоря, не пошла к нему с заказом. Это, знаете, как с мужчинами на первом свидании - если он вам час рассказывает, какая подлая, тупая сука его бывшая жена, вы уже можете примерять все эти слова к себе. Когда у вас что-то не сложится, и вы будете расходиться, он всем так будет рассказывать и про вас. То же самое с клиентом - увидев такое, он сразу себе представит, как вы про него писать будете, когда не сможете договориться о чем-то. А вдруг (ну вдруг) это у вас характер тяжелый, и просто всем клиентам с вами непросто? Нет, нет, ну его - лучше с такими не связываться.

Вообще, я не знаю, как у вас там контракты составляют, а у нас для каждого более или менее большого проекта еще часто подписывают договор о неразглашении, именно для того, чтобы потом вовлеченные фрилансеры не рассказывали всему свету, как там что было, как устроен офис клиента, и кто с кем о чем поцапался на кухне. Так что всем советую в такие контракты смотреть, прежде чем в сообщества писать.

В-третьих - для тех, кто верит в Карму, я думаю, будет ясно, что подобные вещи ее самую скорее портят. Не сложилось у вас - не сотрудничайте больше. Если меня кто-то спрашивает про клиента, и у меня есть плохой опыт, я пожимаю плечами и говорю что-то вроде: "Я не знаю, может быть он и хороший, но у нас с ним не получилось", и могу сказать конкретно, что не получилось. Конкретному коллеге. Но я даже в таких разговорах стараюсь оставить открытой возможность, что я - не истина в последней инстанции, и может быть, веди я себя иначе, все было бы не так. "Но вот у нас получилось так - я ему угодить не смогла, моих привычных приемов не хватило, чтобы вытащить из него гонорар, или у него представление о формировании цен очень своеобразное, мне этого не понять", и.т.д.

В конце концов - с одной стороны нужно давать людям всю информацию, какая есть. Но с другой стороны - надо так же давать всем шанс.
У меня два раза было такое, что мне сказали "Не связывайся с этими, они - очень плохие люди" (во втором случае сказали, что "кажется они прохвосты"). Но там был настолько интересный заказ, что я взялась. Я даже для себя решила - если ничего не получится, будет мне урок. Но хоть интересный проект попробую. Первые, про которых сказали "плохие люди" поставили сами себе очень сложную техническую задачу, и после сдачи картинок примерно 200 раз спросили-уточнили, как им что производить. Но они просто боялись потерять деньги на производственной ошибке, я их понимаю. Они нормально и быстро за все заплатили, и получилось очень хорошо.

Вторые оказались довольно занудливыми, но тоже все заплатили и приняли, меня немного "прогнули" в сторону более скучной графики. Но в конце у меня претензий не было. Да, заказ получился не столь романтичным, но нормальная работа, оплаченная как надо. Никаких драм.

В общем - я это к тому, что насплетничать могут и сгоряча. А еще иногда заказчик может одуматься и исправиться. А еще хороший заказчик может резко испортиться! Его все похвалят, а он вдруг невыносимым становится, не известно, почему. Раньше платил, потом вдруг разучился. Раньше знал, что хочет - теперь вдруг резко не знает вообще... :-)

А расписываться в общественных местах о том, какой кто-то нехороший - делаем круг и возвращаемся к Карме - некрасиво.

P.S. И не надо мне напоминать, что сообщество будет тайным и закрытым. Это смешно. Любое закрытое сообщество, хоть ты как его закрывай, все равно будет прочтено теми, кому не положено, рано или поздно. Даже просто в частных переписках сплетничать надо осторожно, потому что даже такое за 5 минут разносится по всему свету: "А вот эти про тех сказали..." А в общественных местах писать, у-у...

P.P.S. У меня есть идея для гораздо более интересного сообщества, или хотя бы треда: лучше бы вы сели коллекционировать истории о неудачах (без имен) и пытаться систематизировать свой опыт.

Например, существуют же всякие там списки, вроде: "10 признаков, что с этим заказчиком будет плохо!"
Вот как, опять же, со свиданиями: есть "no-go" (вещи, которые нельзя себе позволять или нельзя терпеть, иначе потом так и будете терпеть всегда), есть "звоночки" (если кто-то говорит так, значит у него такая-то проблема). Есть вот такие истории, как со свиданием - если вам говорят такое про других, готовьтесь к тому, что скоро так будут с вами. Вот такое собрать - интересно!

вопрос-ответ, вопрос-ответ-профессия, вопрос-ответ-2012

Previous post Next post
Up