Ничего не знаю, ничего не помню

Aug 20, 2012 13:05

Пишет мне некто:
Вопрос не мой, прислали на фуршете у Тёмы. Пишет репетитор по математике.

Что делать, если ходит на занятия ребенок, который тут же все забывает. Т.е. объясняешь - кивает, потом решает, потом немного устал - и чистый лист. Хуже того, он дома тоже ничего не помнит, сидит над тетрадью и что-то рассматривает, домашки не делает.
Было уже 2 таких ученика. Первый на уроках все хватал, на следующий раз все забывал. Второй в 7м классе 20 делит пополам и получает 40 (стабильно!). Таблицу умножения учит вертикально, первый столбик (2*), второй (на 2, на 3, на 4) и отдельно ответы. Я объясняю все на пальцах, - и никак. Вроде с головой дружит. Летом ходил - понял много всего, во время учебного года - все мимо.



С одной стороны - о! Раз в жизни по-настоящему сложный и интересный вопрос! :-) С другой стороны - вот тут же я и не знаю на него ответа.
Могу на этом месте порадоваться, что я - не педагог, и мне не выпадает задача научить всех, кого пришлют, какие бы у него не были способности и неспособонсти. Так что в этом смысле у меня опыта нет. Есть опыт у моей мамы - она учит детей всю жизнь, и у нее бывали ученики любой степени "тяжести". Но моя мама учит рисованию, это, все же, несколько иное, там другие проблемы, чем с математикой.

Что я знаю из собственного опыта? У меня когда-то был маленький ребенок, у которого тоже совсем не все в детстве получалось, и вырос из него программист, у которого все получается в достаточной для жизни степени. То, что не получалось, получилось в результате походов к специальному детскому психологу раз в неделю, вот такой у нас опыт есть. А еще есть некоторые умные мысли, полученные из общения с моим двоюродным братом. Как я уже писала, он - математик, у него совсем другой склад ума, нежели у меня, и когда у меня в школе все было очень плохо с физикой и математикой, он очень хотел мне помочь. Конечно, математика из меня не сделали, но благодаря его стараниям я таки умудрилась получить в нужные моменты твердые тройки, позволившие перевести меня в следующие классы, чтобы это мучение (школа) когда-нибудь закончилось. Да, согласна, результат не такой чудесный, как с немецким психологом. Но т.к. я была (в плане математики) именно таким ребенком, как описано в этом вопросе, я считаю, что достаточно, и на том спасибо.

И что я в результате обо всем этом знаю? Я знаю, что есть некая степень обучаемости, которая считается нормой, есть некий минимум, и есть таланты.
Для всех очевидно, что дети - разные. В то время, пока я получала колы и двойки по математике, у меня была лучше всех детей в округе развита мелкая моторика, и я очень хорошо рисовала, писала длинные тексты и много чего еще умела, что другие не умеют.

Это все чудесно, но существует курс средней школы, который кто-то придумал и не зря назвал средним, и существует некий уровень, некий проходной балл, до которого надо дотянуться, чтобы школу пройти. А если кто-то не дотягивается, это - признак того, что он не может что-то довольно простое усвоить в каком-то минимальном объеме, а значит у него - проблема.

Собственно вот - если не хватает на троечку, значит есть проблема.

У нас в советском союзе было принято сразу делать из этого большую драму. Особенно, если было видно, что ребенок "не совсем дурак", какие-то таланты у него есть, некоторые вещи он может лучше других, а с каким-то предметом - ну никак. Но при этом он - не дебил, не олигофрен, не имеет какого-то вот такого поставленного диагноза. На этом все дружно соглашались, что он, значит, лодырь, или попросту бездельник. Или упрямый баран, который преуспевает только в том, что ему нравится, а остальное не учит, потому что не старается. А ведь мог бы - раз другое смог.

Когда мы начали показывать ребенка немецким психологам, оказалось, что все это совсем не так однозначно.
Бывает миллион мелких расстройств нервной системы, от которых получаются мелкие и очень специфические проблемы с концентрацией. А еще бывает очень много сортов "расстройств восприятия", которые на самом деле даже не являются "расстройством" в прямом смысле, просто человек действительно "немного другой".

Конечно, такому человеку в общем классе всегда будет непросто. Потому что во-первых разных приемов и знаний не напасешься, чтобы в каждого такого "другого" впихивать знания подходящим для него способом. А во-вторых - надо еще не знаю сколько времени, чтобы выяснить, какое именно расстройство у него.

Но для этого тоже есть специалисты.

Я вот раньше знала, вернее краем уха слышала, что существует такая вещь, как "дислексия" (она же легастения). Это когда у умного, сообразительного и вполне себе думающего человека, каким-то образом слова, которые мы говорим и слышим, никак не соединяются с написанием. Т.е. они не могут читать и писать, или плохо читают и пишут, хотя "совсем не дураки". Оказалось, что у этой самой дислексии - около сотни разновидностей и степеней, некоторые вообще не могут справиться с написанным словом, другие быстро начинают читать и писать, но настойчиво пишут по принципу "как слысим, так и писим", третьи не справляются со словами определенной длины. Четвертые не справляются с определенными группами слов, пятые - с предложениями. Шестые - оказывается просто плохо слышат или видят, и зрение и слух у них "кувыркаются" каким-то особым способом. Седьмые прекрасно читают, но странно пишут, переставляя местами половины слов, приписывая к ловам приставки и суффиксы, которых там не должно быть, или патологически пропуская части слов.

В общем - много их, и они разные. И это я прошлась только по одному расстройству восприятия, а их существует еще несколько. У некоторых абстрактные знаки не сопоставляются друг с другом, некоторые не могут учить языки, когда разными буквами написаны разные понятия на разных языках, это - слишком много неизвестных, с которыми у человека и так все сложно. А дай ему словарь в картинках, где от хотя бы одного языка все изображено не словами, а картинками, и все становится легко. А у некоторых такое происходит с цифрами. Это - какое-то расстройство абстрактного мышления. Такое у меня, например, было.

А еще есть, как я уже писала вначале, просто расстройства концентрации. Это те самые дети, которые ничего не помнят, у которых ничего не держится в голове, или которые, как клоуны, весь урок чем-то гремят, открывают-закрывают, вытаскивают из сумки и кладут назад, и просто не могут посидеть спокойно - так и кувыркаются, пока их не выгонят в сотый раз из класса.

Хорошая новость состоит в том, что всего этого много, но не бесконечное количество. И есть специалисты, у которых про все эти расстройства имеется очень много знаний. Очень многие из них они могут исключить при первом же взгляде на ребенка. И остается не такое уж большое количество вариантов, из которых можно выявить нужный, разными тестами. Чаще всего это оказывается таким чем-то из "хрестоматийных образцов".

Вторая хорошая новость состоит в том, что очень многие из таких расстройств прекрасно лечатся. Уже родились и состарились те ученые, которым захотелось посвятить жизнь таким проблемам. Они написали разные диссертации о своих методах лечения всех этих проблем, разработали системы, по которым проводят всякие терапии, и.т.д. И всякие психологи, специализированные на этих проблемах, все это знают и умеют.

И если кто-то себе сразу представил такие жуткое лаборатории, как в фильмах про детей-аутистов, которых закрывают туда на годы, то это, конечно, поэтическое преувеличение. В большинстве случаев достаточно походить к таким людям пару месяцев, раз в неделю, на какой-нибудь часик. И то, что они там делают, выглядит с виду довольно безобидно. Они делают всякие упражнения, смотрят в какие-то карточки, раскладывают предметы, просят детей сконцентрироваться на каких-то задачах и дать какой-то ответ. Ничего драматичного. И, что самое невероятное - хотя выглядит это "вообще никак", оно помогает!
Да!

Стоит бросить взгляд на табличку из "стандартных планов немецких медстраховок": на излечение дефекта речи средней тяжести профессиональному логопеду нужно 6 сеансов. Всего 6 раз сходить. На большинство описанных выше проблем достаточно 12 сеансов, три месяца по разу в неделю. Звучит несерьезно, но часто действительно этого достаточно, чтобы какая-то основная проблема решилась, и "дальше ребенок уже сам".

Моему ребенку тем временем 21 год. Поэтому я уже имела возможность пронаблюдать тех многих, которых в какие-то 8 и 10 лет отводили к таким вот психологам. Одних - потому что не могли сидеть тихо на уроке, других - потому что не могли написать без трех ошибок одно слово, третьих - потому что не могли научиться читать и считать. Они окончили школы с нормальными оценками, и учатся на программистов, инженеров и машиностроителей. Я так же знаю девушку (мою ровесницу) которая не могла складывать слова, у нее была довольно тяжелая форма этой самой дислексии, и которая сегодня является автором пяти книг. :-)

Поэтому, прежде чем верить в мистику и невероятные феномены, я бы о таком ребенке поговорила без истерик с родителями, а потом показала бы его таким вот психологам. Не исключено, что им помогли бы сколько-то сеансов и специальных занятий. По крайней мере можно было бы узнать, что у них, может быть, есть какое-то мелкое специфическое расстройство восприятия, которое мешает именно решать примеры.

Как уже сказано - хрен уж с ними, с программистами, если человек в этом возрасте знает, что хочет быть художником, пусть вытянут на троечку, и на том спасибо. Мне кажется, тут гораздо важнее понять, что с человеком не так, ему и самому будет легче знать, что он - не лентяй и бездельник, а просто в чем-то немного иначе устроен. А там уж смотреть, что дальше.

P.S. А вот если предложенное уже прошли, психологи ничего не нашли, и рецепта излечения не предложили - тогда я не знаю, что делать.

вопрос-ответ-дети, вопрос-ответ, вопрос-ответ-учеба, вопрос-ответ-2012

Previous post Next post
Up