Точнее, об их работах. Рисунки и акварели передвижников показывали в Михайловском замке. Мы на выставке были в июле, чуть ли не в последний день. Очень жаль, что так поздно, а то бы я, наверное, ещё раз пошла.
Михайловский замок ждёт посетителей.
По заданию от Modern art & Fun нужно сходить в музей, там выбрать 5 картин, которые понравились, и про них рассказать. Очень сложно выбрать пять из множества, если нравится буквально всё. Я решила написать про те первые пять, про которые просто вспомню, не заглядывая в фото с выставки.
1. М.П. Клодт, Портрет скульптора П.К. Клодта, 1877.
Единственный рисунок, на котором я не узнала кто изображён, а догадалась до того, как посмотрела описание. Михаил Петрович Клодт художник изобразил своего отца Петра Карловича Клодта скульптора в окружении его творений. Скульптуры коней с Аничкова моста уж очень узнаваемые. Кони были основным интересом Петра Карловича, их он изображал в больших и малых формах. При доме скульптора содержались лошади разных пород, чтобы позировать мастеру.
Рисунок был сделан через 10 лет после смерти Петра Карловича по фотографии, на которой он запечатлён сидящим за столом со своими статуэтками.
Бумага, сепия, белила, графитный карандаш
2. А.И. Куинджи, Дорога в сосновом лесу 1870-е - 1880-е.
И снова рисунок в своём роде единственный. Единствинный, к которому я не сфотографировала описание. Потому что автор тут очевиден - Архип Иванович Куинджи. Название, правда, пришлось поискать на сайте музея.
Жаль фото не передаёт все световые акценты. Вживую вы бы увидели как светится выступающая вперёд сосна и, на контрасте с ней, вам показалось бы, что дорога уходит в темноту, хотя основная масса деревьев тонирована довольно легко. И тёмный на тёмном из сумеречного леса выходит олень. А видим мы его так хорошо, потому что он стоит на границе света и тени.
Бумага, наклеенная на картон, графитный карандаш
3. И.Е. Репин, Портрет Е.В. Лавровой, 1890.
Удивительно как можно работать текучей непослушной акварелью с такой фотографической точностью. Насколько живая и естественная каждая тень на лице, каждый блик на коже и на волосах. И такая естественная “неидеальность” - выбившаяся из причёски прядь волос. При том, что лицо прописано очень тонко и точно, а фон, одежда и другие детали портрета более размыты, друг другу они не противоречат.
Картон, акварель, гуашь, графитный карандаш
4. Н.П. Загорский, Среда сезона 1891-1892 гг, 1892.
Здесь всё просто - рисунок запомнился тем, что на нём изображены авторы работ, представленных на выставке. Не всех, правда.
Самого себя Загорский разместил спиной к зрителям, опирающимся на стол. Справа от Загорского, рядом с пустым стулом, Г.Г. Мясоедов, за ним прячется Н.А. Ярошенко, которого исследователи опознали по погону. Выступает П.А. Брюллов, рядом с ним, лицом к зрителям, А.И. Куинджи. Слева от Загорского, спиной к нам, А.Н. Шильдер. Крайний слева с сигаретой М.П. Клодт. Седовласый старец ближе к центру - И.И. Шишкин, слева от него Е.Е. Волков. И в двоих мужчинах, чьи лица нарисованы слева и справа от головы Загорского, исследователи опознали В.Д. Поленова и А.К. Беггрова. Пустой стул, скорее всего, дань уважения И.Н. Крамскому - идеологу и организатору Общества передвижных выставок.
Бумага, тушь, белила, графитный карандаш
5. И.Н. Крамской, Вечер на даче, 1872.
Собственно, сам Иван Николаевич Крамской. Честно говоря, эта картина (просто рисунком её сложно назвать) привлекла меня больше всех остальных. Насколько она разноплановая, со множеством деталей - целая история. Каждая фигура кажется живой, легко представить как каждый из персонажей двигается, чем занят.
Разные источники света освещают сцену, позволяя, не смотря на то, что действие происходит вечером, рассмотреть детали картины. Нам видны блики на листьях, деревья, окружающие полянку с каруселью, посуда и прозрачный графин на столе
Бумага, соус, белила
Фрагменты картины