Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Путешествие в мир весны"
06.04.2014, 09:52
Лукьянова Валентина Ивановна
воспитатель
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «Путешествие в мир весны»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура, музыка.
Познание: Продолжать знакомить детей с весенними признаками в живой и неживой природе (таяние снега, повышение температуры, день становится длиннее, а ночь короче, появляются проталины, капает с крыш, заканчивается спячка у животных, появляются насекомые, прилетают птицы, распускаются первые весенние цветы). Находить причинно-следственные связи и явлениях природы.
Коммуникация: Продолжать развивать связную речь детей. Умение строить развёрнутое суждение и умозаключение. Выразительно читать стихи.
Социализация: Воспитывать доброжелательное отношение к природе. Формировать навыки самооценки.
Художественное творчество: Закреплять умение пользоваться различными способами при раскрашивании шаблона цветка.
Физическая культура: Ритмично выполнять движения сообразно тексту. Развивать мелкую моторику.
Музыка: Умение расслабляться и выполнять плавные движения под музыку.
Материал: Карточки с загадками и стихотворениями, картинки с характерным изображением признаков весны, картинки: животных. Макеты берёзки и рябины, искусственные ёлочки. Шапочки с изображением весенних цветов. Шаблоны цветов и материал для их закрашивания, костюм для весны.
Ход: Дети, сидят полукругом на стульчиках. Звучит музыка и раздаётся голос (запись голоса):
Идёт матушка - весна, Отворяй - ка ворота. Первым март пришёл. Белый снег сошёл. А за ним и апрель Отворил окно и дверь. А уж как пришёл май, Солнце в терем приглашай!
Входит Весна (воспитатель в костюме весны): - Дети, вы меня узнали? - Если правильно ответите на мои вопросы и отгадаете загадку, то приглашу вас в мой весенний лес. Согласны? Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт. - Про какое время года говорится в загадке? (весна). - Когда наступает весна? (после зимы).
Весна: Дети, назовите признаки весны, а мои волшебные картинки вам помогут. Ребёнок берёт картинку со стола и рассказывает о признаке весны: - Снег начинает таять, он становится рыхлым, грязным и превращается в воду. Бегут звонкие ручейки. - С каждым днём становится всё теплее. Солнышко днём греет сильнее, чем утром. На крышах домов образовались сосульки. Звенит весёлая капель.
Весна: Зима прошла. Солнышко не только светит, но и весной начинает греть. Мы можем наблюдать с крыши домов капель. Сначала капельки маленькие и капают медленно. Дети, вы наблюдали капель? Сейчас мы с вами поиграем.
Игра: «Кап - кап - кап, звенит капель» Дети встают около своего стульчика «Кап - кап - кап, - капель звенит, ритмично хлопать в ладоши Словно с нами говорит, ритмично хлопать ладонями по ногам. Дети продолжают брать картинки и рассказывать о признаках весны. - На деревьях набухают почки, появляются первые молодые листочки. - Животные и насекомые просыпаются от зимней спячки: ёжик, медведь, змеи и ужи, бабочки, стрекозы, жучки. - Прилетают птицы: ласточки, стрижи, грачи, жаворонки, кукушки. Птицы строят гнёзда и у них появляются птенцы. - Весной день стал длиннее, а ночь короче. Небо светлое, голубое. Все рады весне.
Весна: Молодцы, детишки! Я приглашаю вас в весенний лес. Вы знаете, что на улице ярко светит солнышко, много луж и ручейков. Появились жучки, проснулся медведь. Мы сейчас будем выполнять различные упражнения и преодолевать препятствия, если они возникнут на нашем пути. Приготовились! Звучит музыка Э. Грига «Утро».
1. Лужи, кочки - перепрыгивают.
2. Ручеёк - бегут змейкой.
3. Летит бабочка - машут крыльями.
4. Грачи на пашне - ходьба с высоким подниманием колен.
5. Растаявший сугроб - присесть.
6. Запах черёмухи и цветов - потянуться руками к солнышку и сделать глубокий вдох.
7. Просыпается медведь - присесть, свернуться калачиком, а затем потянуться.
8. Весенний гром - хлопнуть в ладоши.
9. Солнечные зайчики - подпрыгивание.
Весна: Солнце с каждым днём пригревает всё сильнее, появились первые проталины. Что такое проталины?
Дети: Снег тает, но он ещё не весь растаял. Кое-где видна земля и молодая травка. На проталинах из-под снега стали появляться цветы-первоцветы.
Весна: Посмотрите на полянку. Сколько здесь выросло много весенних цветов. Назовите их.
Дети: Подснежники, фиалки, медуница, мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик. Дети называют цветы и показывают соответствующую картинку.
Весна: Вы сейчас превратитесь в нежные цветы - подснежники (дети надевают шапочки, на которых изображены подснежники и идут на коврик). Легенда уверяет, что подснежники - это Снегурочкины слёзы. Переживала Снегурочка, что зима прошла. Шла она по лесу и плакала. Снегурочкины слезы падали на землю, и вырастали на этом месте подснежники (звучит запись из альбома «Времена года» П. И. Чайковского).
Игра - превращение: «Подснежник» (медитация) Весна: Представьте, что мы находимся под землёй. Мы - корни растения. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника. Ночью холодно, а днём тепло. Подснежники подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты. Но вот раскрываются бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы! Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул лёгкий ветерок. Стебелёк подснежника колышется. Приклоняется к земле. Ветер стих. Подснежник снова ожил, радует окружающих (наклоняется вправо, влево, склоняется вниз). Наступил вечер, бутоны закрываются и готовятся к ночному отдыху (руки соединяются, изображая бутон). Весна: Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только любоваться ими. Почему? Дети: Они очень нежные и быстро вянут. На лесной полянке они простоят дольше. Весна: Дети, обратите внимание на эту полянку! Почему она серая, некрасивая? Дети: Цветы необычные. Наверное, что-то случилось с ними. Они все одинаковые и не имеют цвета. Весна: Это сильный ветер красивые лепестки сорвал. Давайте мы поможем им. Мы раскрасим их в яркие цвета, и полянка снова будет красивая. Каждый ребёнок берёт шаблон цветочка, материал и закрашивает любым способом (ватной палочкой, кусочком паралона, пальцем, гуашью или восковым мелком) По окончании работы дети раскладывают цветочки на полянку.
Весна: Посмотрите, сколько деревьев на нашем пути (макеты берёзы, рябины, искусственные ёлочки). Какие изменения произошли весной с деревьями? Дети: Осенью сбросили листву. Зимой деревья отдыхали. Весной ожили. Набухают почки, они становятся толстенькими и из них появляются молодые листочки. Весна: Какие деревья остаются вечнозелёные? Дети: Ели, сосны, лиственницы. У них нет листочков, есть хвоя. Весна: Про какое дерево говорят в народе: «Самая красивая», «Белоствольная», «Белый сарафан», «Русская красавица», «Тонкий стан»? Дети читают стихи: 1. Берёзка в белом сарафане 2. Раскроет свои руки-ветви, Весною водит хоровод. Опустит ветки-пальцы вниз. Звенит серёжками так нежно Подставит солнышку листочки, И птичек в гости всё зовёт. Чтоб лучик на ветвях повис. Весна: Молодцы, выразительно прочитали стихи.
Весна: С юга возвращаются птицы. Какие птицы улетали на юг? Дети: Журавли, скворцы, ласточки, стрижи, дикие утки, грачи, кукушки. Весна: Верно! Мы сейчас с вами поиграем. Игра «Птицы» Мы будем птицами, которые возвращаются с тёплых стран на родину. Встали клином. Вот летят журавли и курлычут: «Курлы-курлы-курлы», а теперь дикие утки: «Кря-кря-кря». А за ними дикие гуси: «Га-га-га». А теперь превратимся в лебедей. Лебеди плавно взмахивают крыльями, красиво выгибают шею. Белоснежные, красивые птицы.
Весна: Ой, кто это выглядывает из-за пенёчка?
Дети: Зайчик. Весна: Что с ним произошло весной? Дети: Поменял шубку.
Весна: Какие животные просыпаются от спячки? (медведь, ёж, змеи и ужи).
Весна: Дети, вам понравилось в моём весеннем лесу. Дети: Понравилось. Весна: Понравились и вы мне. Пора вам возвращаться. Я подарю вам подарки - картинки, но не простые, а картинки-раскраски, с наклейками про животных. Вы можете раскрашивать, рисовать и правильно наклеивать наклейки. Дети возвращаются в детский сад, перепрыгивают через лужи и кочки, идут змейкой, чтобы не «помять» травку и цветы.
Итог: - Как называлось наше путешествие? - Что вам больше всего запомнилось? - Сегодня вечером предлагаю вам нарисовать свои впечатления о путешествии в весенний лес и поделиться ими со своими родителями.
http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/zanjatija_konspekty/206