Петунина Вера Андреевна
Педагог дошкольного образования г.Соликамск
Возраст детей: 6 - 7 лет.
Совместная образовательная деятельность на тему
«Формирование элементарных временных представлений»
Цель:
формировать у детей элементарные временные представления.
Задачи:
- Закрепить полученные элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
- Развивать мышление, память.
Методы и приемы:
- Художественное слово (загадки, стихотворения).
- Дидактические игры.
- Вопросы.
- Методические пособия.
- Сюрпризный момент.
Словарная работа:
развивать умение детей пользоваться выражением «мера измерения времени».
Индивидуальная работа:
- уделять внимание застенчивым и малоактивным детям;
- при необходимости увеличить нагрузку более способным и активным детям.
Предварительная работа:
- беседа;
- наблюдение;
- чтение художественной литературы;
- заучивание загадок, стихотворений, песен;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- игры: дидактические, словесные, развивающие, подвижные;
- изо - деятельность: рисунки, аппликации.
Наглядные пособия:
- Макеты,
- Сдайды
- Дидактические пособия.
Оборудование:
- Компьютер (ноутбук).
- Бейджики
- Мяч.
- Дидактический материал
- Карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6,7
Ожидаемый результат:
- Заинтересованность, непринужденность детей.
- Активное участие детей на протяжении всей деятельности.
- Проявление детьми знаний и умений.
- Позитивное настроение детей.
- Здравствуйте, ребята! Можно с вами познакомиться? Меня зовут _________ .А как вас зовут? (знакомится, используя рукопожатие, имена записать на бейджиках).
- Я люблю играть в умные игры. Скажите, а вам нравятся умные игры? (ответы детей) Я вам предлагаю сыграть в одну такую игру, которая называется «Знатоки». Согласны? (Ответы детей)
- Тогда начнем. Тему игры мы определим, прослушав песню
(звучит песня «Бьют часы на старой башне»,
показ слайдов «мера измерения времени»)
- (ответы детей)
- Правильно, сегодня мы поговорим про время. Знатоки, скажите, что такое время?
- (ответы детей)
- ВЫВОД: Время это жизнь. Время всегда движется вперед. Как вы думаете, его можно увидеть? (ответы детей)
- Вот видите: его не видно, не слышно, но оно есть. Вся жизнь, все события протекают во времени, которое нельзя повернуть назад, его нельзя остановить, его нельзя даже задержать. Оно всегда движется только вперед, в будущее.
- Знатоки, как вы думаете, время можно чем-то измерить?
- (ответы детей)
- Сейчас, мы с вами играя и вспомним, чем измеряется время.
(дети размещаются вокруг игрового поля)
- И так начинаем игру «Знатоки».
1 вопрос: Без ног и без крыльев,
Быстро летит,
Не догонишь его.
2 вопрос: Чем измеряется жизнь?
(Годами)
- (ответы детей)
- Вывод: Год - мерка измерения времени. Годами измеряется жизнь всего, что существует в природе. Вы существуете в природе и, ваша жизнь измеряется годами.
- Твоя жизнь, сколько длится лет? ………. А твоя?
- (ответы детей)
- А моя жизнь - 29 лет. Как вы думаете, чья жизнь длиннее, кто больше время прожил на земле, кто меньше время?
- (ответы детей)
- Вывод: Год - мерка измерения времени
3 вопрос: 12 братьев друг за другом ходят
Друг друга не находят.
12 братьев разно называются
И разными делами занимаются
- Вы знаете, что у каждого месяца в течении года свои обязанности. В какой сказке об этом подробно рассказывается? (12 месяцев)
- (ответы детей)
- ИГРА с мячом «Друг за другом»
Друг за другом мы идем,
Дружно, весело поем,
Надо думать, не зевать,
Только верно отвечать:
- Какой месяц год начинает?
- Какой месяц год завершает?
- Какой самый жаркий и любимый месяц?
- В каком месяце твой День рожденья?
- В каком месяце День рождение нового года?
- В каком месяце пойдешь в школу?
- Какой месяц идет сейчас?
- Назови прошедший месяц?
- В каком месяце праздник День защитника Отечества?
- В каком месяце праздник Женский день?
- С какого месяца начинается лето?
- Каким месяцем заканчивается год?
- Итак, знатоки - Месяц тоже мерка измерения времени.
- Играем дальше.
4 вопрос: В году у времени 4 имени. Назови их.
(зима, весна, лето, осень)
- (ответы детей)
- Посмотрите, ребята, на слайдах видно, особенности каждого времени года.
- Знатоки, вспоминайте, у каждого времени года сколько месяцев? Предлагаю вам их назвать.
- (ответы детей)
- Игра «Соберитесь по сезонам»
Друг за другом мы идем,
Дружно, весело поем,
Надо думать, не зевать,
Только верно отвечать.
(Имея в руках карточки цветом, соответствующим сезону, дети сбираются в четыре группы - сезоны; объясняют свое действие - Почему так сделали, называют свое время года, закрепляют название сезонных месяцев.)
Трое веяли снегами,
Трое землю украшали,
Трое солнцем согревали,
Трое сыпали дождями.
- Итак, знатоки - Времена года тоже идут друг за другом, поменять их местами нельзя.
5 вопрос: Нас семь братьев,
Годами все равные,
А именины разные
(Неделя)
Называем в прямом и обратном смысле.
Дети разбирают карточки по одной ( на карточках изображены цифры, соответствующие порядковому номеру недели)
Друг за другом мы идем,
Дружно, весело поем,
Надо думать, не зевать,
Только верно выполнять
- выстроитесь по порядку.
- Что получилось? Неделя. Назовем дни недели
- Кто знает, сколько недель в одном месяце?
- Итак, знатоки - Неделя, тоже мерка измерения времени.
6 вопрос: Послушайте стихотворение:
Днем светло и солнце светит:
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.
Небо стала розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак к саду лег на плечи -
Значит наступает вечер.
Вслед за первую звездою
Выйдет месяц молодой,
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.
- Уважаемые знатоки, о какой мерке измерения времени стихотворение?
- (ответы детей)
- Правильно, сутки
- Назови части суток?
- (ответы детей)
- Назови соседей утра?
- (ответы детей)
- Назови соседей ночи?
- (ответы детей)
- Назови соседей вечера?
- (ответы детей)
- А тебе достались соседи дня, кто они????
- Итак, знатоки - сутки, тоже мерка измерения времени.
7 вопрос:
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать.
- Сутки состоят из часов
- Итак, ребята - Час - тоже мерки измерения времени.
8 вопрос: Отгадай загадки.
- Вдруг стемнеет, он придет:
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной. (Месяц)
- Небо вдруг порозовело
Тихо-тихо и несмело,
Солнце красное лучом
Что открыло, как ключом? (Утро)
- Срок прошел, плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна,
Будто несмеяна. (Луна)
- Когда с темнотой земля вдруг сошлась,
И в небе луна со звездою зажглась? (Ночью)
- Солнце ярко осветило,
Землю всю позолотило,
Он смеется и блестит,
Нам ленится не дает. (День)
- Утром, так заведено,
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей. (Солнце)
Вдруг рассыпалось зерно - золотые точки,
Глянешь утром - ничего!
Что же это было ночью? (Звезды)
- Уважаемые знатоки, вы действительно молодцы! Вы меня приятно удивили и порадовали своими знаниями. Мы с вами вспомнили и называли мерки измерения времени. Ребята, напомните мне их, пожалуйста.
- (ответы детей)
- Правильно. Это год, месяцы, недели, сутки, часы. Мне было очень интересно с вами играть. А вам понравилась игра?
- (ответы детей)
- К сожалению, наше время тоже ограничено, вам пора обедать. На прощание вам хочу пожелать.
Дорожите каждой минутой своего времени.
Чтоб каждый час проходил с пользой.
Чтоб каждый день приносил вам радость.
Чтоб каждую неделю были новые достижения
Чтоб каждый месяц вам запомнился приятными впечатлениями.
Чтоб с каждым годом вы взрослели, крепчали и умнели.
На память о нашей встрече, хочу вам подарить эти песочные часы, которые помогут вам ценить и беречь время, правильно использовать его, планировать свои дела в соответствии со временем.
До свидания!!!