Випассана, в переводе с древнеиндийского языка пали, означает видеть реальность такой, какая она есть. Випассана является одной из самых древних техник медитации. Она возникла в Индии более 2500 лет назад как универсальное средство от всех несчастий, как Искусство жить. Сузим сразу угол рассмотрения и рассуждений на эту тему, до грани рассмотрения входа в эту медитативную практику в определенной традиции. Если вы вдруг читаете это уже по пути на Випассану, то не тратьте время, или Випассана в данной традиции единственная возможная и результативная практика для вас на протяжении долго времени. Мной самим пройден полностью 10 дневный курс как преподает С.Н. Гоенка в традиции Саяджи У Ба Кхина. Ниже изложу ход мыслей и рекомендации по этой теме.
Давайте взглянем на описание (
http://www.ru.dhamma.org/O-meditacii-Vipassana.ru_about.0.html?&L=19) . “Никакого предыдущего опыта медитации не требуется”. А про физическую подготовку не слова, сказано в вопросах лишь (
http://www.ru.dhamma.org/Voprosy-i-otvety.ru_qa.0.html?&L=19), что если вы физически и психически здоровы и готовы к расписанию, то добро пожаловать. К ней как раз мы и обратимся. Дальше в этом ключе размышления будут течь. Давайте взглянем на расписание (
http://www.ru.dhamma.org/Kodeks-discipliny.ru_discipline.0.html?&L=19 ). Что мы видим? А именно 10 часов в день сидячей медитации (основой вид медитации дающийся на курсе и практикуемый? это медитация сидя с закрытыми глазами). В лекциях во время этого курса говориться, что медитировать сидя надо с прямой спиной и шеей. Немного поразмыслив и попробовав можно сделать вывод, что таких положений удобных (в которых можно сидеть достаточное время не так уж и много, для примера - сидя по турецки, лотос, раскрытая бабочка ( колени на уровне таза, а не выше), полу лотос, ваджрасана ( поза алмаза), данные положение оправданы и важны для практик медитации, тем более в заданном режиме 10 дневного курса. Прямая спина даёт сигнал мозгу, что вы не спите, что только помогает медитировать, а не спать, а прямая шея позволяет всем сигнал от тела к мозгу и наоборот обеспечивать свободный и быстрый обмен, кроме того мозг (основной работник) получает достаточное питание кислородом и может работать стабильно и в полную силу, расслабленное тело не создает лишнего напряжения отвлекающего от медитации.
Теперь обратимся к корням этой практики, посмотрим, откуда она пришла и кто её даёт? Что мы видим? След ведет нас к Бирме и Индии. Так называемый “восток”. Можем легко прийти к выводу, позволяющему продолжить и помочь в цепочки размышлений. Там люди живут по другому, иная ежедневная практика жизни ( прием пищи, культура письма, хождение в туалет, различные религиозные обряды, то что делается каждый день и по многу) и климат соответственно, что естественно сказывается на особенностях строения и состояния тел, для них сидеть на полу на коленях привычное положение ( у многих семей просто нет мебели дома), суставы привыкли, а так же раскрыты бедра поэтому данные положения не вызывают дискомфорта и боли поэтому для этих людей провести 10-11 часов сидя с перерывами не составляет большого труда. Гоенка в одной из лекции во время курса, говорит, о том, что люди холодных и теплых стран отличаются, то это информация так для него просто пунктом остается и никак не влияет на практику и разницу её для людей разных культур, там же он рассказывает как западных людей ломает от боли в спине и они кроме неё ничего не чувствуют и сидеть им непомерно тяжело. Возможно это связанно с тем, что в техники ничего примешивать нельзя, вся традиция проведения курса остается без изменений, плюс практика давшая ему самому целительных эффект ( избавление от мигрени и морфиновой зависимости) конечно никоему образом не может быть подвергнута сомнениям, ибо результаты очевидны, к тому же сотни студентов научившихся медитировать и приезжающих ещё на более длительные курсы. Вернемся к описанию, говориться, что Будда достиг просветления благодаря этой практики.
Обратившись к жизни описанию Будды ( Гаутама Сиддхартха), мы легко увидим, что Випассанной он начал заниматься далеко не сразу, и вообще как преступить к любым подобным практикам ( в лекциях курса говориться, о том что он перепробовал множество техник) прошел серьезную воинскую подготовку будучи наследным принцем при дворе. Что говорит о том, что он был восточным воином, был силен телом и крепок духом, а восточный говорит о его ежедневной практики жизни и привычных положениях тела. Предварительная подготовка на лицо. Значит не только твердая решимость сидеть неподвижно, помогла ему достичь цели. На мой взгляд, это разниться с лекциями, в которых много об этом говориться и они подкрепляют собой, медитацию твердой решимости дающуюся (сидеть на протяжении часа неподвижно) на 6 день. Опора лишь на волю, воле как подпорка здоровое тело только поможет. Это можно попробовать на себе, практически сейчас. Примите одну из описанных поз на 5 минут (спина и шея прямые), посмотрите на ваши ощущения после. Скорее всего это боль. Если нет, то посмотрите на сколько вас хватит добавляя по 5 минут. На курсах в лекциях Гоенка будет говорить вам, что это результат сопротивления тела и ума этой практики, тело не хочет заниматься непривычным делом, и болью пытается отвлечь вас от практики, вас же учат не реагировать на боль, а лишь наблюдать за ней, то есть только через боль можно научиться медитировать. Но давайте вспомним о том, что Гоенка промышленник, а никак не врач, физиолог, инструктор лфк, массажист, инструктор йоги или подобных профессий человек, и о том как работает тело с точки зрения науки он имеет малое представление, конечно знает, что мышцы есть в теле человека, но о том, что они могут быть в разных состояниях (тонус, гипотонус, гипертонус) и в зависимости от состояния нагрузка на них может быть адекватной или чрезмерной и травмоопасной. Нагрузку по 10 часов в день маленькой для мышц шеи и спины никак не назовешь. Для восстановления организму полного и хорошего, после например 2 часов тренировки требуется 48 часов, чтобы следующие нагрузки не пошли в ущерб (особенно на начальном этапе). На курсе у вас их просто нет, новый день новые часы медитации, можно конечно менять положения, использовать пропсы и скамейки, но никакая скамейка не поможет при таких нагрузках, особенно в первые дни. Вы конечно научитесь медитировать за 10 дневный курс, соблюдая расписание и инструкции по технике медитации, но нет никаких гарантий, что разобравшись с одними вопросами, вы не заработаете других проблем ( физических и психологических). К цели можно прийти с разными способами, и разным багажом результатов сопутствующих, можно быстро сесть в лотос или шпагат, потом только сидеть в них с титановыми имплантатами или травмами и разрывами мышечной ткани, но цель будет достигнута. Никто вам, конечно, не запретит медитировать с заваленной шеей, больной спиной, и ноющими коленями. Спросите себе - надо ли вам это ?.
Есть истории, о том, как люди серьезно восстановились после длительных медитаций, а есть и обратные, медитировать сложная и тяжелая работа (это тренировка ума и его очищение), дак зачем усложнять себе эту работу, представьте насколько сложнее и тяжелее медитировать когда вас постоянно отвлекают серьезные телесные недуги, а вам надо сосредотачиваться на другом. Что можно сделать, если вы все-таки хотите поехать на Випассану в данной традиции? Вы заряжены рекомендациями друзей отзывами отовсюду, документальными фильмами, широтой охвата и результатов. Потренировать своё тело хоть немного. Первая заявка на такой курс уходит за два месяца ( 60 дней неплохой срок ), а может отложить поездку на несколько месяцев. Что поможет в подготовке? Упанишады приходят нам на помощь - “Первый шаг на пути духовных поисков - позаботиться о теле.”.
Можно начать заниматься йогой у хорошего инструктора. Ведь на медитации вы будете очищать ум. Плюс йоги в работе с дыханием и вниманием, и телом в течении практики вам надо возвращать своё внимание к дыханию, в течении часа, что только подготовит вас к первым трём дням практики Випассаны, когда вы будете по инструкциям наблюдать за дыханием, не говорю, что это одно и тоже, но точно подготовит вас к выполнению этой задачи. “Йога это остановка колебаний ума” - Патанджали - медитация в движении. Отлично как психологически, так и физически подготовит вас к нагрузкам курса. Можно так же вспомнить о традиционном ушу, как практике динамической медитации придуманной в качестве средства для молодых монахов, засыпающих в медитации, они кстати тоже с молоду готовились к таково вида практикам. Не устраивают эти варианты поделайте комплексы на укрепление мышц спины и шеи, позаботьтесь о раскрытии бедер ( тут может помочь тайский массаж и в дальнейшем закрепляющий результат комплекс упражнений), проверьте не заваливается ли шея вперед, что ведет перенапряжению мышц её, сядьте у стены, касаетесь ли вы затылком стены сразу, не отклоняется ли голова влево или вправо, понаблюдайте за собой. Начните сидеть в вышеизложенных позах начиная с малого (2 минуты), но двигаясь вперед чуть дальше и работая каждый день, необязательно наблюдать за дыхание в этот момент можете книжку читать или кино смотреть, или наблюдать за положение шеи и спины и ощущениями в них, освоив на определенном уровне эти позы, вы сможете сидеть дольше не меняя положения в течение медитации, а значит, сосредотачиваться проще, практика чуть легче и полезней и приятней. На сайте написано, что можно пользоваться стулом, такие же тесты можете проделать со стулом.
Конечно, пройти диспансеризацию или проконсультироваться с врачом не будет лишнем (об этом конечно вы найдете информацию на сайте). Важно обеим сторонам. Этот пост скорее методическое руководство по подготовке и облегченному входу в 10 дневный курс. В данной традиции. Посмотрите, возможно, вас заинтересуют другие традиции и их особенности. Но не смешивайте во время практики одну с другой. Данный текст был придуман в голове практически в таком же виде, во время прохождения данного курса Випассаны. Всем хорошей и успешной практики.