Тепловозы Ирландии

Jan 18, 2022 23:00


А вот у вас какие ассоциации вызывает Изумрудный остров?

Очевидно, что кельтская тематика за несколько последних десятилетий выросла в несомненный культурный феномен сегодняшнего дня. Ирландская музыка и ирландские танцы, очарование пейзажей, необычное звучание гэльского языка - это лишь часть «кельтских» эстетических соблазнов для современного человека, откуда бы родом он ни был.



Тепловоз 205 севернее станции Дандолк, графство Лаут, провинция Лейнстер. 6 октября 1984. By Albert Bridge, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14395884

Но все эти прекрасные вещи, традиционно относимые к сфере культуры, как и везде в мире, связаны ещё с дотехническими эпохами. И здесь ключевую роль играет эстетика устоявшегося - то есть, того, что считается «общепринятой» красотой. Но разве изобретения XX века не привнесли свою красоту почти во все сферы жизни? Тем не менее, по странному недоразумению, современный человек, до недавнего времени, почти не воспринимал технику как эстетическую ценность.



Тепловоз 001 на станции Балликаллейн, графство Уэксфорд, провинция Лейнстер. 4 ноября 1982. By Albert Bridge, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=19374636

Однако, сколь бы интересна ни была древность, она отнюдь не обесценивает наше время. А наши времена непредставимы без различных машин. Машин в самом широком смысле - от автомобилей до любых технических устройств, что умеют ездить, летать или плавать.

До середины XX века почти вся техника несла на себе стилевой отпечаток предыдущего, XIX столетия. Смена концепций дизайна произошла в 1950-е годы. Было много и чисто технических новшеств, в числе которых -  появление реактивной авиации, переход поездов с паровой на дизельную и электротягу.



Тепловоз 217 на станции Арди, графство Лаут, провинция Лейнстер. 24 сентября 1975. By Albert Bridge, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=103447989

Обновление касалось и других сфер предметной среды - в массовом порядке началось производство домашней техники, телевизоров, магнитофонов. Звукозапись перешла на новый, более точный стереоформат, телевещание стало частью повседневности, представая некоей параллельной реальностью, в те времена впечатлявшей куда больше, чем сейчас... Появились принципиально новые виды музыки - рок-н-ролл и различные виды рока, которые повлекли за собой создание нового инструментария.

Этот процесс всеобъемлющей модернизации проявлялся и во внешнем виде создаваемых вещей и объектов. Функциональность в них сочеталась с интереснейшими дизайнерскими решениями, и даже очень простые и стандартные, на первый взгляд, артефакты, несли в себе сочетание увесистости (словно сумма вложенных в них умений и знаний) и стремительности (словно их целью было не столько работать, сколько радовать).

Всё это касалось и дизайна транспорта, хотя разве можно назвать машины пятидесятых-шестидесятых годов «средствами транспорта»? Они были настоящими произведениями искусства. Да и служили они не в пример дольше современных «экономически выгодных» экогаджетов, сделанных из отбросов.

В середине пятидесятых в Ирландии начали появляться совершенно уникальные тепловозы.



Тепловоз класса 001 с грузовым поездом у станции Страффан, графство Килдэр, провинция Лейнстер. 6 сентября 1991. By TheTurfBurner, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31197778



Вообще, изучая историю любых железных дорог - да и всю историю человечества в целом - иногда, а практически даже всегда, начинаю критиковать её. Хочется переписать эту историю заново и сочинить свой, параллельный и альтернативный этому мир. Такой мир, где всё хорошее не заканчивалось и не извращалось бы, а напротив, умело и заботливо сохранялось. Но людишки пока, видимо, просто не доросли до понимания некоторых важных вещей.

Любая хронология винтажных машин - это почти всегда череда бездарных ремонтов, когда оригинальные детали заменялись эрзацами или посторонними запчастями, локомотивы теряли первоначальный вид, их становилось меньше, а потом начинались признания: «Мы же не знали, что это ценность, это теперь мы понимаем, а тогда не понимали. Какие же мы были дураки!»



Тепловоз класса 001 с грузовым поездом у заросшей платформы закрытой станции Наван, графство Мит, провинция Лейнстер. 15 апреля 1982. By Albert Bridge, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10833271

Но это ещё половина признания.

Для спасения этого мира мало согласиться с тем, что вы были дураками: надо иметь смелость признаться, что вы этими дураками являетесь и сейчас. И вот с этой точки - может быть - есть шанс - что начнётся и поумнение. Пока же люди, наступив на одни грабли, говорят: «Мы были идиоты, мы более так не будем», но тут же, секунду спустя, умышленно и почти с азартом наступают на следующие. И тут же оправдываются: «Но ведь это уже совсем другие!» Поэтому, если вам обещают: «Мы не натворим впредь этих глупостей», можно им даже поверить. Действительно, этих глупостей они не натворят. Они натворят других.



Тепловоз 041 с пассажирским поездом на станции Килмактомас, графство Уортерфорд, провинция Манстер. 23 июля 1982. By Albert Bridge, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=99190505

Но даже при этом стоит верить в лучшее!

* * *

Итак, тепловозы Ирландии. Я считаю, что тепловозы Ирландии - это настоящий культурный феномен XX столетия, да и XXI тоже. Вообще, вся история ирландских железных дорог - это нечто необычайное в плане своеобразия. Начнём хотя бы с того, что тамошняя колея всегда была 1600 мм, что делает её шире не только «европейской» (1435 мм) колеи, но и «русской», или «советской» (1520 мм). Правда, есть и шире - «испанская» (1668 мм) и «индийская» (1676 мм). Интересно, что колея в 1600 мм, которая, кстати, так и называется «ирландская», есть ещё в Австралии (но лишь в штате Виктория), и, как ни странно, в Бразилии. В любом случае, это довольно экзотический формат.



Тепловоз 053 на станции Каслайленд, графство Керри, провинция Манстер. 16 марта 1975. Если приглядеться, у здания вдали слева припаркована "Лада" ВАЗ-2101, либо её непосредственный прототип FIAT-124. By The Carlisle Kid, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=99410404

Хотя история железных дорог Ирландии начинается в 1834 году, но мне куда интереснее период начиная с 1955 Именно тогда началась полномасштабная дизелизация рельсовых магистралей Британских островов. Не скажу, что мне неинтересны паровозы, но разве может что-то сравниться с тепловозами пятидесятых-шестидесятых годов? В своё время я обратил внимание, что Ирландия у меня часто ассоциируется с оранжевым цветом. Кстати, он имеется на флаге этой страны, наряду с зелёным и белым. Так вот, ещё до знакомства с тепловозами Ирландии они представлялись мне хотя бы отчасти оранжевыми. Так и оказалось! Окраска дизельных локомотивов Изумрудного острова - отдельная история, столь же увлекательная, как их дизайн, и, как и он, по достоинству оценённая многими с большим опозданием.

* * *

Главной организацией - оператором железнодорожных линий - в Ирландии традиционно является Córas Iompair Éireann (CIÉ)- Транспортная система Ирландии. До 1987 года на всех тепловозах Республики Ирландия был нарисован логотип этой компании.



Тепловоз 006 с круглой эмблемой CIÉ - т.н. broken wheel вблизи станции Наван, графство Мит, провинция Лейнстер. 6 мая 1979. By Albert Bridge, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=19375650

Сначала это была так называемая «летящая улитка» (до 1964), затем - broken wheel - круглая эмблема с буквами посередине. Начиная с 1987 года все тепловозы перешли в ведомость подразделения CIÉ - Iarnród Éireann (IÉ) - Ирландских железных дорог, и на них появился новый логотип - так называемые «четыре рельса», из которых два правых - со стрелкой.



Тепловозы 051 и 012 на станции Веллингтонбридж, графство Уэксфорд, провинция Лейнстер. 23 октября 1993. На тепловозе 051 отчётливо видны логотипы Iarnród Éireann, чем-то напоминающие знаки огамического алфавита. By Phil Richards from London, UK - 23.10.93 Wellington Bridge 051 & 012, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26695351

Правда, есть версия, что авторы логотипа вдохновлялись очертаниями огамического алфавита - древней письменной системы Ирландии. В этом смысле древнейшие образы и символы гармонично уживаются с новейшими техническими изобретениями. А может быть, техника уже была задолго до всех алфавитов или во время их создания, и люди просто об этом забыли?

* * *

Система классификации дизельных локомотивов Ирландии тоже весьма необычна. Каждая серия тепловозов обозначается номером первого тепловоза серии.



Тепловоз 059 на переезде недалеко от города Клэрморрис, графство Мейо, провинция Коннахт. 9 августа 1985. By Aubrey Dale, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8406121

Например, если самый ранний экземпляр назывался 113, то второй, даже нося номер 114, всё равно относится к 113-му классу. Поэтому, хотя тепловозов класса 001 было выпущено 60 штук, а, например, тепловозов серии 071 - 18 штук, и они носят номера от 001 до 060 и от 071 до 088 соответственно, каждый из них соответственно принадлежит классу 001 или 071.



Тепловоз 073 на станции Дрохеда, графство Лаут, провинция Лейнстер. Июнь 1995. By D464-Darren Hall - 073 June 1995 Drogheda County Louth, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26501222

Если знать, сколько всего выпущено тепловозов каждого класса, можно легко понять, о каком именно экземпляре идёт речь всего лишь по номеру. Например, тепловоз 039 относится к классу 001 (ведь всего их было построено 60), а тепловоз 073 - к классу 071 (ведь всего их 18).

Впрочем, буквенные обозначения всё же применялись, но лишь на некоторых типах тепловозов. Скажем, класс 001 именовался также тип А, класс 101 - тип B, класс 201 (Metrovick) - тип C. В этом смысле, можно назвать букву с цифрой, чтобы сразу же была понятен тип локомотива. Например, А15, B103, C234.  Но уже к середине семидесятых, с появлением оранжевого варианта окраски, буквы исчезли и остались лишь цифровые обозначения.



Тепловоз B105 класса 101 на станции Эннис, графство Клэр, провинция Манстер. 11 мая 1971. Вариант окраски конца шестидесятых, с буквенным обозначением. By TheTurfBurner, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31366016

* * *

История ирландских тепловозов - захватывающая и в чём-то трагическая, как и вообще история ирландских железных дорог. Будучи одной из первых в мире, система рельсовых магистралей Ирландии уже к 1920-м представляла собой невероятно разветвлённую сеть, открывавшую доступ ко всем уголкам острова. В дальнейшем, как это часто бывало, свою пагубную роль сыграло неумелое управление, приведшее к убыточности, и ошибочная трактовка этой убыточности. Вместо попыток что-то исправить, было решено попросту закрыть «нерентабельные» пути, не особенно считаясь с мнением граждан. Имела место и традиционная склонность ирландского правительства к подражанию правительству ближайших соседей - британскому.



Вот как выглядела система железных дорог Ирландии в 1906 году... By United Kingdom Government Viceregal Commission on Irish Railways - http://der.probe.googlepages.com/ie_railmap_1906.jpg found at this 2005 posted image link originally uploaded to enwiki as w:File:Map Rail Ireland Viceregal Commission 1906.jpg, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7733600

Именно в Великобритании в пятидесятые-шестидесятые годы, следуя плану «эффективного менеджера» Ричарда Бичинга, уничтожили или закрыли тысячи километров железнодорожных путей. Руководство Ирландии решило не отставать от соседей, и тут же нашло «своего» Бичинга в лице Кристофера Стивена Эндрюса, который тоже предоставил «эффективный план». От удобной разветвлённой системы стальных магистралей Изумрудного острова, достигшей своего пика ещё в 1920-е годы, уже в конце XX века осталась примерно треть.



И вот что от неё осталось в XXI веке. Оптимизация - она такая, даром не проходит. By Stabilo boss - Derivative Work using Image:Ireland.svg and Image:Ireland rail network.svg, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4755295

* * *

Модельный ряд тепловозов Ирландии представляет собою невероятную серию дизайнов - от феноменально удачных и стильных до редкостно неказистых и антиэстетических. Мне бы хотелось сосредоточить рассказ именно на красивых моделях: по ним, собственно, и вспоминают до сих пор те классические годы. Хотя ради документальной точности будут затронуты и не самые удачные типы.

Сейчас эти почти полностью утраченные машины возбуждают невероятный интерес в среде железнодорожных фанатов. Тепловозы Ирландии обсуждают на форумах, опубликованы сотни, если уже не тысячи, превосходных фотографий. Модельные фирмы производят прекрасные «игрушечные» варианты этих локомотивов для «16-миллиметровой» железной дороги - со звуком, светом, невероятной детализацией. Эстетика - она пробуждается порою, хоть и с задержкою, как говорится, en retard. Но лучше поздно, чем ничего. Со временем, если дела пойдут правильно, а звёзды сложатся в нужный узор, и волки будут овцами, и сытые будут целы.



Тепловоз 106 (класс 101) на станции Сидни Пэрэйд, Дублин. 3 февраля 1978. By TheTurfBurner, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31383723

Каждый тепловоз Ирландии заслуживает отдельной истории, а некоторые - и не одной.

Наверное, всё это касается любого вообще вида классической дизельной техники, но начать почему-то захотелось именно с тепловозов Ирландии. А может быть, это рассказ о «моей» Ирландии, какою я её себе представляю. Потому что любой текст, если это подлинный текст, каким он был на устах и в творениях древнейших ирландских бардов и филидов - это не просто «констатация фактов». Это не описание или тем паче «воспевание», или там «сокрушение», или «смирение» с действительностью. Это всегда надежда на преображение реальности. На полноценное проявление того лучшего, что дано видеть тебе, и что от других пока что скрыто.



Тепловоз 055 на станции Кампайл, графство Уэксфорд, провинция Лейнстер. 25 октября 1984. By Albert Bridge, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=19374649

Кстати, есть во внешности ирландских тепловозов что-то сказочное и почти мифическое, что было и у эльфов Толкиена, и вообще во всей этой теме сказочной страны на Западе. Это из серии того же волшебства, что имеется и в кельтской музыке. Борис Гребенщиков в своём знаменитом Киевском интервью 1993 года высказал интереснейшую мысль, что ирландская музыка - эльфийская по своей сути, ведь если Среднеземье - это Европа, то именно через Англию, Шотландию, и, разумеется, Ирландию уходили эльфы в Валинор. Изумрудный остров был их последним пунктом «этого мира». Здесь они задержались перед тем, как уйти к благословенному краю - и оставили в наследство свою музыку и вообще эстетику. Всё это проявляется и в необычайном облике здешних дизельных локомотивов, их окраске и всём характере железных дорог, да и в аллюзиях на древнейший огамический алфавит в логотипе  Iarnród Éireann.

В общем, путешествие нам предстоит интересное! Следите за обновлениями!

Литература:

Eiretrains - Irish Locomotives

© Митя Просин

Протвино, 18 января 2022

Продолжение - Тепловозы Ирландии. Metrovick type A 

Продолжение - Тепловозы Ирландии. Убегающий 113-й

современность, кельты, эльфы, музыка, тепловозы, ирландцы, эстетика, шестидесятые, творческое, тепловозы Ирландии, пятидесятые, Эйре, поезд, Митя Просин, ЖД, дизель, творчество, Борис Гребенщиков, поезда, мыслеформы, техника, class a, толкиен, iarnrod eireann, железные дороги, красота, тренды, Ирландия, стиль, БГ, культура, текст

Next post
Up