Цветковская галерея

Aug 06, 2012 20:54

Пречистенская набережная, д. 29



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



Осенью 1898 года И. Цветков приобрёл «пустопорожнее место» на Пречистенке, сам составил план будущего дома с точным расположением комнат, а за проектом обратился к Виктору Михайловичу Васнецову, не только знаменитому художнику, но и прекрасному архитектору, родоначальнику особой линии в архитектуре стиля модерн - так называемого «неорусского», использовавшего традиции древнерусского и народного зодчества.

Внутри висели люстры - точные копии новгородских паникадил времён Ивана Грозного.
Сложная бочкообразная кровля оживляет силуэт здания, придавая ему сходство с древнерусским теремом.



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках

«Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова.
Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

И. Е. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи.
И свет, и распределение комнат - всё приспособлено для неё…
Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся сплошь увешана. Вдоль стен витрины с рисунками»



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках

Жилище своё Цветков очень любил.
Особенно нравилось ему сидеть летом на балконе и любоваться прекрасным видом на Кремль и Замоскворечье.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



«Храм Христа Спасителя » на Яндекс.Фотках



«Храм Христа-Спасителя » на Яндекс.Фотках

28 апреля 1845 года родился русский меценат, известный коллекционер живописи,
основатель частной картинной галереи Иван Цветков.



«В.Е.Маковский. «Любитель живописи». 1907г. - Иван Евменьевич Цветков » на Яндекс.Фотках

В кресле сидит пожилой человек, седина тронула его волосы.
У него высокий лоб, умные, внимательные глаза, красиво посаженная голова.
Одет просто, но без изящества. Старинная керамика и витые подсвечники на столе, тёмно-зелёная обивка кресла, цветной плед на коленях мужчины - всё это писано в неярких, приглушённых тонах, создаёт атмосферу уюта и напряжённой работы: человек с увлечением занимается любимым делом - рассматривает рисунки, для него больше ничего не существует.

Таким художник-передвижник В. Е. Маковский представил публике в 1907 году коллекционера И. Е. Цветкова, создателя знаменитой галереи.
По имени владельца она называлась «Цветковской».



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Иван Евменьевич Цветков работал в Поляковском земельном банке, одновременно увлекался искусством, посвятив и банковскому делу, и служению искусству всю жизнь, своей блестящей карьерой обязан был исключительно личному упорству, трудолюбию, целеустремленности и большим способностям к точным наукам (в 1873 г. закончил математический факультет Императорского московского университета, защитил кандидатскую диссертацию).
Начав с простого бухгалтера, через двадцать вовсе не простых, полных разного рода превратностей лет И.Е. избран председателем Оценочной комиссии банка (1895).



«Иван Евменьевич Цветков » на Яндекс.Фотках

Частенько захаживал в Малый театр, оперу, художественные выставки.
Истинным наслаждением для Ивана Евменьевича стало посещение Третьяковской картинной галереи.
Искусство так стремительно и властно вошло в его жизнь, что он попросту не мыслил без него своего существования.
С восьмидесятых годов Иван Евменьевич начал приобретать картины, и если Третьяков коллекционировал произведения реалистов-передвижников, то Цветков, по собственному признанию, сначала покупал то, что ему нравилось.
Собирал не столько полотна, сколько графику - рисунки, гравюры, даже черновые наброски русских художников. «У Третьякова - громадное дивное исследование по истории искусства, а у меня только его конспект», - с большим уважением к Павлу Михайловичу говорил Цветков.
«Признавал он только русских художников, которых считал головой выше иностранных, из русских же - главным образом передвижников, а из последних - Владимира Маковского» (И. Грабарь).
И. Е. Цветков с годами выработал в себе отличный вкус, умело разбирался в витиеватости перипетий изобразительного искусства; об этом значимо живописуют имевшиеся в его коллекции полотна Н. Ге, Боровиковского, Левицкого, С. Щедрина, Брюллова, Максимова, Ярошенко, Прянишникова, К. Коровина.
Добавим, что самобытные и ярчайшие живописцы Венецианов и Тропинин открыты и представлены публике как раз Цветковым.
В коллекцию, с годами всё-таки ставшей по величине и ценности второй после Третьяковки, входили также и скульптуры.
Иван Евменьевич располагал крупнейшим в России собранием рисунков Федотова, Кипренского, Перова, Головина, Воробьёва, Серова, А. Иванова… карандаш, акварель, масло…
Имеется не так много сведений, чего ему это стоило.
Пришёл как-то Цветков к своему другу, небезызвестному пейзажисту А. Киселёву, и увидел картину передвижника Прянишникова «Воробьи» (она же «Дети на изгороди») и не смог отвести от неё глаз.
Казалось бы, деревня как деревня, забор как забор, и пацаны на нём самые типичные, в порванных штанишках, загорелые и босые. Вот посидят на заборе и… улетят, куда захотят. Словом, «воробьи».



«И.М.Прянишников. Воробьи. 1883г.» на Яндекс.Фотках

Давал Иван Евменьевич любые деньги хозяину картины - тот ни в какую: «Пока живу - со мной будет».
Цветков не раз ещё заглядывал полюбоваться картиной. И уходил ни с чем.
Прошло ни много ни мало двадцать лет.
Пейзажист Киселёв отошёл в мир иной, как его супруга тут же получила срочную телеграмму: соболезную, мол, и, простите меня любезно, надеюсь на картину.
Так и перешла от вдовы эта вещь в руки дотошного собирателя.
Теперь чудесная работа Иллариона Прянишникова «Воробьи» украшает экспозицию Ивановского художественного музея.

«У него была хорошая память, и он знал всю родословную каждого художника, начиная с петровского времени, - повествует в «Воспоминаниях о передвижниках» Я. Д. Минченков. - У Цветкова были огромнейшие альбомы с рисунками… перед глазами гостя перевёртывались десятки, сотни страниц, мелькало бесчисленное множество рисунков». - Цветковская галерея всегда открывалась для тех, кто интересовался искусством, хозяин с удовольствием приглашал гостей в свой дом - таким человеком, до самозабвения влюблённым в русский мир искусства, запомнился Иван Евменьевич Цветков - самородок, сделавший себя сам: практичный, рассудочный, страстный.
«Цветков презирал всё иноземное, и людей, и искусство, и даже предметы обихода, признавая только русское …Носил дома косоворотку и шаровары в сапогах бутылками» (И. Грабарь).



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках

Дом ныне - здание отдела Посольства Франции.
В 1995 на нём установлена мемориальная доска в честь Цветкова, но о цветковских временах здесь ничто не напоминает…
Теперь это обычные жилые апартаменты иностранного атташе - красивые, уютные, обставленные с чисто французским шармом.
В вестибюле располагается небольшая экспозиция, посвящённая истории «Нормандии - Неман»:
фотографии лётчиков - Героев Советского Союза, герб авиаполка, документы и наградные листы,
автограф генерала Шарля де Голля. Их осеняет трёхцветное знамя Франции.



«Цветковская галерея» на Яндекс.Фотках

Интересна история спора Цветкова с инженером Петром Перцовым.
Вид из цветковского дома на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя заворожил Петра Николаевича,
побывавшего у Цветкова в гостях, к тому же пригубившего немного «за встречу»;
тогда-то Иван Евменьевич и поймал его на слове, предложив указать ещё более лучшее место при условии, что,
приобретя его, Перцов выстроит дом в русском стиле.
Тот согласился и, при содействии Цветкова, не торгуясь приобрёл участок на набережной, выходящий на площадь (эскиз художника С. В. Малютина, автора русской матрёшки).
Так появился знаменитый доходный дом Перцова (угол Соймоновского проезда и Пречистенской наб.),
в подвале которого с 1908 по 1910 год размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь»



«дом инженера Петра Перцова» на Яндекс.Фотках



«дом инженера Петра Перцова» на Яндекс.Фотках



«дом инженера Петра Перцова» на Яндекс.Фотках



«дом инженера Петра Перцова» на Яндекс.Фотках



«дом инженера Петра Перцова» на Яндекс.Фотках



«дом инженера Петра Перцова» на Яндекс.Фотках



«дом инженера Петра Перцова» на Яндекс.Фотках



«дом инженера Петра Перцова» на Яндекс.Фотках



«Дом Перцова. 1905-1907 гг.» на Яндекс.Фотках

город, Цветковская галерея, музей, особняк, дом, москва, прогулка

Previous post Next post
Up