Само представление началось за несколько дней до выхода передачи. Наверное, эта передача и прошла бы незамеченной, если бы не броское назване рекламных роликов, предшевствовавших выходу передачи в эфир в течении нескольких предыдущих дней. "Как правильно креститься?" - от одного вопроса этого можно было вздрогнуть и понять, что, что-то будет, что владыка Иларион объяснит наконец верующим, научит их, как правильно креститься, а то ведь верующие "ни слухом, ну духом", не знают они, как креститься надо на самом деле правильно. Именно таким заголовком сопровождалась передача "Церковь и мир", прошедшая в эфире телеканала "Россия 24" в воскресенье 26 июня 2011 года.
Ответа на поставленный вопрос пришлось ждать всю передачу. Как же владыка ответил на этот вопрос? А, никак. Судя по несколько сокращенной продолжительности передачи, вопрос этот был вырезан в последний момент. Да и не мог он "правильно" на него ответить. Ведь, если бы он сказал, что правильно двуперстие, то пришлось бы пересмотреть отношение к реформам Никона, а самого Никона объявить раздорником, еретиком и главным гонителем истинных старых обрядов. А вот, если бы он сказал, что двуперстие неприемлемо (даже игнорируя постановления поместного собора 1971 года), то пришлось бы поставить крест на диалоге со старообрядцами ещё на продолжительное время.
Интересен и другой факт. Во время рекламных роликов, предшевствовавших передаче, в качестве фона использовалась картинка с изображением крестного знамени - была там и щепоть, и "с отогнутым пальчиком", но "равноспасительного" двуперстия, принятого у нас, у старообрядцев, там не было. До последнего момента была надежда на то, что митрополит Волоколамский наконец скажет: "Да, всё-таки правильно креститься двуперстием! Ну а на заставке, мол, ошибочка вышла - забыли телевизионщики про равноспасительное двуперстие". Даже закрадывалась крамольная мысль, что скажет он: "Мол, учитесь у старообрядцев, как правильно креститься. Берите пример с митрополита Корнилия." Но ожидаемого чуда не произошло, и ответа так и не прозвучало. А телеканал Россия 24, усиленно рекламировавший передачу на тему "Как правильно креститься?!", мягко говоря, ввел зрителей в заблуждение. Как минимум - обещанное в рекламе, так и не прозвучало в передаче.
Началась передача довольно резко. Первый серьёзный и суровый вопрос: "Когда Русская Православная Церковь признает геноцид, совершённый над русским народом во время крещения Никоном?" Именно в такой формулировке прозвучал он из уст Ивана Семёнова. Владыка признаёт раскол, говоря, что его оправдывать нельзя. Но сразу же говорит, что раскол возможен только тогда, когда церковная иерархия впадает в ересь. Однако, такие "мелочи" как написание Исуса, или двуперстие, не считает ересью, а называет "обрядовыми вопросами, которые имеют второстепенный характер". Видимо, владыка с убежденностью считает, что и протопоп Аввакум и боярыня Морозова и тысячи других мучеников пострадали не за веру, а за "втростепенные обрядовые вопросы". Логичен и встречный вопрос: "Как же так? Раскол в данном случае есть, а ереси нет?" Как говорится, небольшая неувязочка вышла или сломалась незримая логическая связь в рассуждениях митрополита.
Гонения же на старообрядцев в 17-м веке, по мнению митрополита Илариона, совершала светская власть, а "некоторые церковные иерархи" всего лишь "этому способствовали". Вот ведь как история поворачивается. Видимо, у владыки по прежнему представление о старообрядцах, как о людях, которые живут в дремучих лесах, книжек не читают, истории не изучают, да и клятвы, отменённые в 1971 году, были наложены всего лишь за "второстепенные обрядовые вопросы". Но с другой-то стороны, ведь знает он, где находятся старообрядцы в Москве, даже наведовался к ним как-то. Зачем, только?
А какже Никон, про которого владыка Иларион не обмолвился ни словом и которого записал, видимо, в "некоторые иерархи"? Он, Никон, что, тоже просто "способствовал"? А разве не Никон был инициатором раскола и виновником той трагедии, которая произошла, того раскола, который разделил православных верующих на никониан/раскольников и старообрядцев? У Никона руки в крови, в крови тех, кто отдал свою жизнь за старую веру, кто старался веру наших отцов сохранить. Между прочим, тех, кто всего лишь "способствовал", например, фашистам во время Отечественной войны называли просто - предателями Родины. Все иерархи, которые "способствовали" гонениям на старообрядцев, должны быть названы однозначно - предателями православной веры.
Проблема заключается и в том, что владыка Иларион, видимо, сам хочет объяснить старообрядцам, что второстепенно, а что нет. Но не может он понять одну простую иситину, что не ему решать за старообрядцев, что является второстепенным, а что нет, как относиться к Никону и т.д. До тех пор пока подобное высокомерное мнение будет звучать из уст "некоторых иерархов" РПЦ, вряд ли можно ожидть хоть какого-то разумного диалога между православными Церквями - РПЦ (никонианами) и РПСЦ (старообрядцми). А некоторым современным иерархам РПЦ надо научиться элементарно слушать и слышать "исповедников правой веры".
Ну, а что же всё-таки с геноцидом?! Ожегов так описывает геноцид: "Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Геноцид - тягчайшее преступление против человечества." Но, по мнению владыки, видимо, не было истребления старообрядцев по религиозным мотивам, а уж, если и были казни, были гонения на староверов, то были они не по религиозным мотивам, а всего лишь опять же по второстепенным обрядовым вопросам. Ну, а никониане, они просто, видимо, в стороне стояли, безмолвно наблюдали и просто "способствовали", как светская власть расправляется, казнит старообрядцев. Вот ведь каково современное отношение "некоторых иерархов" РПЦ к тому, что происходило в 17 веке.
Далее шла вставка про "один из крупнейших центров старообрядчества в России" - Нижегородскую губерню и Нижегородский приход РПСЦ и короткое интервью с Александром Лебедевым. Интересна деталь, что представлен храм Успения Пресвятой Богородицы как храм общины "староверов Белокриницкого согласия". Так то оно так, но что Русская Православная Старообрядческая Церковь уже не существует?! Или владыка Иларион не может произнести полностью название Церкви и предполагает, что всяк смотрящий передачу легко осознаёт, что между Русской Православной Старообрядческой Церковью и старообрядцами Белокриницкого согласия разницы нет?! В самом деле?
Как это ни странно, митрополит Корнилий был упомянут в передаче про старообрядцев всего лишь мимолётно, видимо по той же "второстепенной" причине, а слова "Русская Православная Старообрядческая Церковь" не прозвучали ни разу. Говоря про Старообрядческую Церковь, иерарх РПЦ, опускал слова "Русская" и "Православная", видимо, также считая их второстепенными. В дальнейшем будет показан ещё один репортаж про староверов, но уже про единоверческий приход храма Николы в Студенцах в Москве. А что же про Рогожское не показали?! Можно всего лишь предположить, что, по мнению РПЦ, и старообрядческий центр на Рогожском - это так же некоторая деталь, имющая "второстепенный характер".
И тут наступает кульминация - современный вопрос про существующие противоречия между никонианской и старообрядческими Церквями (можно предположить, что имеется в виду РПСЦ, т.к. другой старообрядческой Церкви сегодня просто не существует, и Церковь эта - единственная), которых "в быту фактически уже нет". "Что же мешает окончательному объединению?!" - вопрошает Иван Семёнов. "Ещё рано говорить об объединении", - говорит митрополит Иларион. И на том, как говорится, благодарствуем. На самом же деле, осталась одна мелочь для "окончательного" объединения - это фундаментальное отличие не в быту, а в вере, фундаментальное отличие в отношении к Никону. Да, собственно, и об объединении как таковом говорить очень даже лукаво, т.к. речь может идти исключительно о полном поглощении старообрядцев никонианами - просто сравните количество старообрядцев (которых и так осталось слишком мало) и количество никониан. О каком таком "окончательном объединении" говорят участники передачи с экрана телевизора?
"Сегодня можно быть старообрядцем и при этом быть членом РПЦ!" - продолжает в запале владыка Иларион с экрана агитацию. Однако назвать хотя бы одного существующего старообрядца в РПЦ хотя бы для примера митрополит так и не удосужился. То ли в РПЦ одни старообрядцы, то ли их там нет совсем, то ли владыка не в курсе сколько же сегодня старообрядцев в РПЦ. Видимо, не знает он и того, что старообрядцы считают никониан еретиками и, наоборот, не считают старообрядцами тех единоверцев-никониан, которые служат службы по "старым обрядам" в РПЦ.
В конце передачи происходит обсуждение ситуации, когда молодой человек (старообрядец) и девушка (никонианка) собираются создать семью. Что же делать? "Повенчаться можно и там и здесь!" - говорит митрополит Иларион. Как это понимать? Как говорится, приехали, или он считает, что "окончательное объединене" уже произошло? Такая второстепенная мелочь, что обряд будет совершен дважды, а следовательно, пара эта будет признана двуеженцами владыку видимо совсем не волнует. Или он имеет ввиду, что РПСЦ признает своё таинство, а РПЦ своё? А как же в таком случае семья? Чьё венчание они будут признавать и в какой Церкви будут молиться? Ну, а о такой совсем уж второстепенной мелочи, как принадлежность к разным Церквям, и что это просто невозможно владыка скромно умалчивает. Ведь, очевидно, что венчаться в Русской Православной Старообрядческой Церкви могут только старообрядцы.
В данном материале не поднимались канонические вопросы, т.к. вопросы эти должны, безусловно, рассматриваться теми, кто уполномочен их рассматривать. Если перед митрополитом Волокаламским была поставлена задача ещё раз сормировать отрицательно отношение к РПЦ у старообрядцев, то она успешно выполнена. Совершенно очевидно, что подобные передачи вряд ли увеличат число единоверцев в РПЦ, но так же очевидно и то, что они увеличат число противников никонианства в РПСЦ.
В целом, передача оставила грустное впечатление и вряд ли будет способствовать развитию начавшегося неформального диалога между РПСЦ и РПЦ и сохранению хрупкого состояния зародившегося взаимопонимания.
Июль 2011
Москва, Россия