В последнеее время появился ряд публикаций, ставящих под сомнение правильность празднования Пасхи старообрядцами, а также и всеми православными христианами. В частности, указываются некие формулы расчета для вычисления Пасхи, которые на наш взгляд, бессомненно вносят раздор во всём православном христианстве. Подобные еретические суждения чужды старообрядцам.
А какими же формулами надо пользоваться? Каким образом рассчитывается Пасха? Простой ответ - никакими, нет никаких формул. Нет никаких правил, устанавливающих формулы рассчета Пасхи. Попытки найти универсальные формулы рассчета Пасхи можно сравнить с многовековыми попытками математиков найти формулы нахождения простых чисел (можно надеяться, что читатель помнит, что такое простые числа из курса средней образовательной школы).
Тем не менее, попытки составить Пасхалию совершались и в прошлом. Последний, да собственно и единственный известный полный опубликованный индиктион - 15-й. Книга так и называлась «15-й индиктион Пасхалии». Она была выпущена в 1915 году в типографии Рябушинских. Автор-составитель - Д.Е.Гусев.
Мы не берем на себя дерзость ставить под сомнение правила определения дня Пасхи. Православные христиане всегда встречают Пасху на основе канонических правил и предания, дошедшего до нас от наших предков. Для большего понимания сложности вопроса, остановимся лишь на нескольких основополагающих условиях, которые принимаются во внимание при определении дня Пасхи в том или ином году той или иной календарной системы.
Пасха определяется на основе астрономических явлений, связанных с положением Солнца, Луны и Земли и не зависит от календарной системы.
Данные явления (речь идёт о равноденствии и полнолунии) происходят вне зависимости от календарных систем, местоположения и формул расчета. Откровенно говоря, в современном мире, когда мы знаем когда произойдет то или иное астрономическое явление с высокой точностью, изобретать дополнительные формулы смысла нет.
С другой стороны, совершенно очевидно, что день Пасхи можно определить в любой календарной системе (в юлианской, григорианской, иудейской и т.д.) в тот или иной промежуток времени, т.к. от календарной системы эти астрономические явления не зависят. Время происхождения весеннего равноденствия и следующего за ним первого полнолуния представлены в приложении на период 2006-2040 годов.
День Пасхи не должен праздноваться ранее весеннего равноденствия с иудеями.
Это - 7-ое апостольское правило, которое до сегодняшнего дня довольно часто неверно интерпретируется современными исследователями. А надо ли его вообще интерпретировать? Для христиан здесь все и так ясно.
До Никейского собора западные христиане вообще были никак не связаны с иудейским календарем (а равно как и с другими календарными системами). Апостольское правило говорит о другом - о том, что нельзя праздновать Пасху по обычаю иудеев ранее весеннего равноденствия. Это правило неукоснительно соблюдается, например, христианами-католиками и сегодня.
Самая типичная ошибка заключается в том, что некоторые лже-учёные пытаются разделить это правило на два независимых правила: 1) "После" весеннего равноденствия и 2) "После" иудейской Пасхи. Но ничего подобного в апостольских правилах нет. Если бы апостолы хотели бы это сказать, они бы так и написали "... или ранее равноденствия ... или с иудеями" по образу и подобию первой части того же апостольского правила. Но этого в правиле нет. И выдумывать ничего не надо. До Никейского Собора празднование Пасхи с иудейми случалось довольно часто. В наши дни этого не происходит, т.к. Пасха празднуется всегда после весеннего равноденствия.
В подтверждении того, что в данном правиле речь не идёт о конкретных датах и не идет об иуейском календаре, можно напомнить, в частности, что Пасха у православных христиан иногда совпадала с Пасхой иудейской и в современной истории (например, в 1903, 1923, 1927, 1954, 1981 годах). Это не является нарушением канонических соборных правил. Наоборот, это осуществляется в полном соответствии с результатами Никейского Собора.
Пасха должна праздноваться после первого полнолуния после весеннего равноденствия.
Это правило относится к неписанному преданию. И даже в этом правиле есть некоторые неточности, которые требуют своего рассмотрения. В 2019 и в 2038 годах первое полнолуние наступит всего через несколько часов после равноденствия. Достаточно ли этого, чтобы сказать что условие "полнолуние после равноденствия" выполнено? Однозначного ответа нет. Но даже христиане-католики будут праздновать Пасху в эти годы после второго полнолуния после весеннего равноденствия.
Стоит опять же отметить, что нигде не установлено, какой минимальный промежуток времени должен пройти между равноденствием и полнолунием - часы, сутки, недели и т.д. С этой точки зрения полнолуние может наступать после равноденствия и в пределах одних суток и через 1 секунду.
Все христиане должны праздновать Пасху в один день
Император Константин в своем послании пишет: «Общим мнением признано за благо - всем христианам, в какой бы стране они ни жили, совершать спасительный праздник святейшей Пасхи в один и тот же день». Более того, на первом Никейском соборе, обсуждавшем, в том числе, и вопрос о праздновании Пасхи западными и восточными христианами было установлено, что бы члены Церкви «... как бы они ни были рассеяны по различным местам, все согревались единым духом, т.е. единою Божественною волею...».
Об этом правиле, к сожалению, не принято говорить сегодня, так как совершенно очевидно что западные христиане-католики и восточные православные христиане часто празднуют Пасху в раздные дни.
Пасха должна праздноваться в воскресенье
Сегодня это правило не вызывает сомнений.
Пасха не должна праздноваться с иудеями в один день (в других интерпретациях - после дня иудейской Пасхи или даже после семи или восьми дней празднования).
Матфей Властарь относит это правило к неписанному преданию. Часто именно этим правилом объясняются несоответствия между празднованием Пасхи католиками и православными. Говорить же о семи днях «празднования» не приходится вообще, т. к. нигде в христианских книгах об этом не говорится. Достоверно неизвестно происхождение этого правила, т. к. ни на одном Соборе этого подтверждено не было.
В целом, сама по себе идея привязать христианскую Пасху к иудейской (особенно современными «ревнителями») - пагубна, ибо она определяет первенство иудейских правил, а не христианских. Собственно, именно этой пагубной практике был положен конец на Никейском соборе. Именно сейчас, спустя более 1500 лет опять начинается необоснованное муссирование подобных заблуждений.
В том случае, если полнолуние приходится на пятницу или субботу, то в следующее воскресенье празднуется неделя Цветоносная, а Пасху следует праздновать на одно воскресенье позже.
Это правило упоминается в книге Кирилла Иерусалимского, в которой приводится много других рассуждений о Дне празднования Пасхи. Тем не менее, и это правило относится к преданию и, как видно из таблицы, именно этим правилом можно объяснить смещение Дня Пасхи в отдельных случаях.
При этом существуют и другие важные детали, которые, безусловно, влияют на определение Дня Пасхи. Например, подразумевается, что количество дней в неделе 7 и порядок Дней в пределах недели (седмицы) никогда не изменялся от воскресенья до субботы.
Выше приведены суждения не для того, чтобы поставить какую-либо их часть под сомнение, но для того, чтобы показать насколько вопрос о Дне Пасхи является сложным, чувствительным, требующим детального исследования и соборного рассмотрения при необходимости.
В наши дни (и в этом 2011 грядущем году) старообрядцы, как и другие православные христиане, празднуют Пасху на основе тех Законов и правил, которые лежат в основе составления Пасхалий и не ставят под сомнение правильность их применения. Никто самовольно не может изменять, интерпретировать эти правила или кричать в Интернете: "мол, не правильно празднуете, я же говорил вам". Такие попытки должно надлежащим образом пресекать, а их авторы подлежат безусловному отлучению от Церкви.
Воскресения День, Просветимся, Людие! Пасха Господня, Пасха! (Из Пасхального канона).