Мобильных операторов у нас не так много - пересчитаешь по пальцам одной руки. И, конечно, здорово, когда у одного из них ты можешь выиграть селфи-палку, у другого - wi-fi роутер, третий ассоциируется с играми, но всё же когда речь заходит о мобильном операторе, качество связи - превыше всего.
“МегаФон” работает над этим усиленно и четко. На прошлой неделе мне довелось побывать в Едином центре управления сетью (он же ЕЦУС) на Васильевском острове.
Центр уже работает в полную силу и пригласил к себе в гости не в первый день работы, а тогда, когда принял на себя всю нагрузку по управлению сетью.
Место интересное, здесь сидят не бухгалтеры или пиарщики, здесь место для техников и инженеров, которые днями и ночами следят, чтобы сеть “МегаФона” по всей стране (!) работала исправно.
Настоящий центр управления полётами из голливудского кино, только тут всё по-настоящему.
3
4
Экскурсию нам провёл Валентин Полозенко, директор ЕЦУС.
5
Одно из помещений:
6
7
Главная задача Центра заключается том, что он не только осуществляет круглосуточный мониторинг состояния сети «МегаФона» по всей России, но и управляет всем оборудованием - голосовая и пакетная коммутация, транспортная сеть, сервисные платформы - более 300 тысяч элементов сети.
Здесь речь идёт не только о мобильных, но и о фиксированных сетях.
За сутки ЕЦУС обрабатывает более 13 000 000 диагностических сообщений сети, решается более 4000 инцидентов.
8
9
Тут можно провести аналогии с авиадиспетчерами, а с другой стороны - с врачами.
Диспетчеры работают, как врачи в больнице - круглосуточно, 24/7.
Как и у врачей, у инженеров есть свои дежурства, как и врачи они имеют разную квалификацию. В ЕЦУСе самые лучшие «главврачи» - самых лучших инженеров собрали по всей стране. Лучшие специалисты «МегаФона» из разных городов переехали в Санкт-Петербург, чтобы работать в этом Центре. Поэтому самые квалифицированные специалисты работают в Центре в круглосуточном режиме, сменяя друг друга.
10
Инженеры центра работают на двух площадках - в Санкт-Петербурге и Самаре
Суммарно работает более 500 инженеров.
11
Проект был реализован за 1 год. И это в 2,5 раза быстрее, чем обычные сроки по всему миру.
12
ЕЦУС, в международной терминологии - GNOC, Global Network Operational Center.
13
14
Вторая площадка управления сетью находится в Самаре. Так получилось, что изначально там находился самый большой центр обработки данных, сертифицированный по мировым стандартам. Там есть все системы жизнеобеспечения, включая автономные дизельные электростанции, собственная котельная и так далее. Там сосредоточено много важного корневого оборудования, поэтому на базе этого и было решено построить ЦУС именно там.
Центры называются условно - Запад (Санкт-Петербург) и Восток (Самара).
15
Центры делят нагрузку пополам, Санкт-Петербург отвечает за Москву, Северо-Запад, Центр и Урал, а Самара - за Дальний Восток, Сибирь, Волгу и Кавказ.
Но при этом каждый из этих центр готов взять на себя всю нагрузку, на этой уйдёт всего 15 минут. Причём действует это не просто в теории. «Однажды мы позвонили в Самару и сказали, что у них пожар», - рассказывает Валентин Полозенко. В Самаре палёным не пахло и никто не был готов к такому повороту, но вся работа центра была оперативно переведена на ЕЦУС в Петербурге.
16
Главный центр находится в Петербурге.
“МегаФон” всё-таки родом отсюда, когда-то он был здесь первопроходцем и назывался Северо-западный GSM, я прекрасно помню эти времена (кстати, я пользуюсь одним номером «МегаФона» уже 13 лет, с 2002-го года).
Дело, конечно, не в сентиментальных чувствах, а в том, что именно в Петербурге работают самые опытные инженеры, которые стоят у истоков и отлично знают оборудование.
17
Конечно, есть операции, которые нельзя сделать через компьютер, а надо просто пойти и переткнуть провод, поэтому есть инженеры на местах, в других городах, а Центр всё координирует и видит. Как Большой брат=)
18
19
Центры контактируют с МЧС и Роскомнадзором.
От Валентина я узнала о том, что существует аварийный роуминг. Если в каком-то регионе происходит чрезвычайная ситуация и происходят поломки на сети, то никто не оставит людей без связи - другой оператор на данной территории открывает чужим абонентам доступ к своим сетям.
Подобное отслеживается тоже в Едином центре.
20
Здесь же включен новостной канал - ещё один источник информации, любое происшествие или катаклизм могут повлиять на сеть.
21
22
23
24
Лучший сотрудник:
25
26
27
Огромный экран - 29 метров, разрешение 87 миллионов пикселей. Экран позволяет видеть всё и сразу.
Здесь на экран выведен Центр в Самаре:
28
С обратной стороны экран выглядит так:
29
Если экран потрогать, то понимаешь, что это пластик, и он не нагревается:
30
Валентин Полозенко, директор ЕЦУС:
31
На создании ЕЦУС работы про оптимизации не сети не завершатся. Следующий этап - это создание ЦЭС - Центра эксплуатации сервисов, который позволит взаимодействовать и собирать информацию о возникающих проблемах в сети каждого абонента
А ещё скоро появятся сети 5G - продвинутые LTE. Будущее уже тут=)