Ледокол "Красин"

Jan 29, 2015 16:34


«Ледокол - такая же специфическая русская вещь, как и самовар. Ни одна европейская страна не строит для себя таких ледоколов, ни одной европейской стране они не нужны: всюду моря свободны, только в России они закованы льдом беспощадной зимой - и чтобы не быть тогда отрезанным от мира, приходится разбивать эти оковы"
Е.И. Замятин "О моих женах, о ледоколах и о России"

Зима - время ледоколов. И вот в конце декабря на эксклюзивную экскурсию нас пригласил "Красин" - легендарный ледокол, он же урожденный "Святогор", год рождения - 1916, место рождения - Ньюкасл, Великобритания.
Своих ледокольных функций "Красин" уже не выполняет, конечно, а пришвартован на набережной лейтенанта Шмидта, за Горным Университетом. Принимает экскурсии и относится к Музею Мирового океана в Калининграде (очень меня впечатлил этот музей, когда я в нём была).
20 сентября 2014-го года "Красин" увезли на ремонт в Кронштадский док, в один день вместе с "Авророй" ("чтобы два раза не вставать" и не заполнять док водой ещё раз). В ноябре "Красин" уже вернулся "домой", на своё место, свеженький и обновлённый. А "Аврору" обещают вернуть только в 2016-м году! Вот такой вот "Красин" молодец=)

Историческая справка:
"Красин (до 1927 - Святогор) - арктический ледокол русского и советского флотов, с 1980-х годов - судно-музей, построенный на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в городе Ньюкасл-апон-Тайн в Великобритании в 1916-1917 году. В 1927 году был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина.
На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире".






3
День был волшебный и солнечный, но чтобы не опоздать на экскурсию, нельзя было останавливаться и снимать (хотя зря торопилась, ещё ждать пришлось остальных, которые всё-таки немного зависли на набережной=) )



4
Экскурсию по ледоколу провёл нам kapral_fred, за что ему огромное спасибо.
У корабля действующая команда (а музейному начальству не всегда легко понять, зачем на корабле-музее настоящий экипаж), капитаны, матросы и всё, что полагается.

Началось всё с новой экспозиции, которая посвящена недавнему доковому ремонту.



5
"Возвращение. Ледокол идёт, разгребая "сало" - молодой лёд"



6
Вот такая винторулевая группа ледокола.

А вот здесь на сайте можно посмотреть, как проходил ремонт, как ледокол отправлялся, как возвращался.
Меня, например, удивило, что осушение дока в Кронштадте заняло двое суток!
И все внутренние механизмы у "Красина" работают, в этом мы убедимся чуть позже, когда окажемся в машинном отделении



7
Далее мы спускаемся вниз, в помещения, скрытые от посторонних глаза. Холодильники и запасы провизии должны храниться тут.



8

Удивительно, что Замятин, автор антиутопии «Мы» - морской инженер, работал на судоверфях Глазго, Ньюкасла, Сандерленда. При его участии был построен ряд ледоколов для России, в том числе и ледокол "Святогор"/"Красин".
В своем эссе "О моих женах, о ледоколах и о России" он пишет как раз об этом, эссе можно прочитать тут , а я его немного поцитирую.



9

"Капитан на мостике ругается самыми крепкими русскими словами: оказывается, в боевом азарте мы зарвались, ледокол слишком далеко забрался на лед. Лед попался такой толщины, что выдерживает чудовищную тяжесть, трещит под ледоколом, но не сдается, не ломается. Нужно отступать и, вместо лобовой атаки, обойти ледяные укрепления с фланга. Но отступить не так-то легко: мы застряли, засели на льду. Шесть тысяч лошадей нашей машины, работающей задним ходом, пробуют стащить ледокол со льда назад в воду -- и не могут. Машина бессильна, она не нужна, она остановлена, винт затих. Но какая-то жизнь идет в машинном отделении, там что-то готовится...
Проходит пять, семь, десять минут - и вдруг вы видите, что серая стальная амфибия-ледокол начинает медленно шевелиться на льду, тяжело клонится на один бок, потом - на другой, и еще и еще раз... Если не знать ледокольных секретов -- это кажется чудом. А секрет в том, что борта у ледокола - двойные, между наружным и внутренним бортом - пустое, ничем не заполненное пространство ("бортовые цистерны"), и сейчас огромные центробежные насосы, каких не бывает ни на каком другом корабле, в несколько минут перекачивают тысячи тонн воды с одного борта на другой, чтоб расшевелить, раскачать застрявшую амфибию".
Е.И. Замятин "О моих женах, о ледоколах и о России"

И правда, у ледокола двойные борта, а между ними находятся танки, которые можно заполнять водой для утяжеления веса.
И вот господин periskop спустился как раз в такой танк:



10
Возвращаемся обратно наверх, коридоры ледокола:



11
Тут же есть коллекция марок=)



12

Летом 1928 года «Красину» пришлось принять участие в легендарном спасении экипажа дирижабля «Италия» полярного исследователя У. Нобиле. Он планировал достичь на дирижабле Северный полюс, это предприятие закончилось падением «Италии» среди арктических льдов. В спасательной операции принимали участие экспедиции нескольких стран. Первым к потерпевшим крушение подошёл именно наш ледокол «Красин». Приняв на борт экспедицию Нобиле, на обратном пути «Красин» пришёл на помощь немецкому пароходу «Монте-Сервантес» с более чем 1800 пассажирами на борту, который потерпел аварию, столкнувшись с айсбергом.
Этому посвящены некоторые экспозиции.

"Красину" только больше повезло, чем другим ледоколам: из-за Нобиле за работой "Красина" следили миллионы глаз, имя "Красина" обошло весь мир. Другие ледоколы - то же, что "неизвестные солдаты" во время войны".
Е.И. Замятин "О моих женах, о ледоколах и о России"



13
Тут и свои нюансы=)



14
Оля a_ourica с медведем=)



15
Отправляемся в святая святых!



16
Тут начинаются своеобразные машинные красоты, о которых я не много могу сказать. Разве что восхититься масштабами!



17


18
Видите лестницы? Тут просторы как в многоэтажном доме



19


20
Всё работает и шевелится, если запустить механизм



21


22


23


24


25


26
periskop



27


28


29
"Но случается и так, что сверкающие, бесстрастные, беспощадные ледяные поля обложили ледокол прочной блокадой, нигде никакого слабого места, никакой лазейки не найти. Тогда ледокол начинает работать, так сказать, "подпольным" методом: пускают в ход гребной винт, глубоко, незаметно для глаза запрятанный в носовой части ледокола, сильно и умело направленная струя воды постепенно размывает, разрыхляет, подтачивает лед снизу. И к моменту следующей атаки ледяной враг уже ослабел - как слабеют разложенные агитацией воинские части. Лед не выдерживает натиска, ледокол прорвался, помог на этот раз носовой винт...
Внимательный читатель, вероятно, уже схватился за этот "носовой винт" и пробует остановить зафантазировавшегося автора: где же это видано, чтобы винт у корабля был не в корме, а в носу? Да, ни на одном нормальном корабле вы этого не увидите, но от ледокола всего можно ждать, даже носового винта вдобавок к кормовому.
"Подпольная работа", как известно, всегда дело рискованное. И не менее рискованна работа носового винта на ледоколе: как этот винт ни законспирирован, льдины все-таки часто умеют найти его и обломать крепкие стальные лопасти. Правда, на ледоколе всегда есть водолаз, вот он уже стоит у борта, одетый в свой скафандр и похожий в этом костюме на марсиан Уэллса. Через час он уже кончит свою работу - поставит на винт, вместо сломанной, запасную лопасть, но как поручиться, что еще через час лопасть опять не сломается? Сейчас поэтому предпочитают строить ледоколы без носового винта, тем более что у ледокола всегда остается тот способ, каким пользуются русские бабы, если у них исчерпан весь запас ругани: они поворачиваются к неприятелю задом, подняв свои юбки. Так и ледокол: когда ему приходится трудно, он поворачивается ко льду кормой и размывает лед кормовым винтом, вместо носового".
Е.И. Замятин "О моих женах, о ледоколах и о России"



30


31
Один из главных людей на корабле=)



32
Знаете откуда взялось выражение "держать марку"? Красная отметка - марка, нужно следить, чтобы стрелка не заходила за неё, держать марку



33


34
periskop



35
И такое, говорят, бывает



36
Штурвал. Вопреки всем стереотипам находится он в замкнутом помещении без окон, без дверей. Смотреть в морскую даль не нужно, вся навигация по приборам



37
Экспозиция об одной из экспедиций содержит такую милую леечку=)



38
Это обычная каюта, все кровати длиной 170см. Длиннее их не делают, чтобы человек цеплялся и упирался в края кровати и не свалился при качке



39
А это кровать в каюте капитана:



40
И личный санузел в каюте капитана:



41
"Красин" - единственный в мире ледокол, совершивший кругосветное плавание.

"И так же ход ледокола непохож на движение приличного европейского корабля. Я даже не уверен, можно ли ледокол назвать кораблем? Корабль, как всем известно, существо морское, он идет только по воде, а ледокол - это амфибия, половину своего пути он делает по суше. По суше?! Да, по суше, потому что лед - конечно, суша".
Е.И. Замятин "О моих женах, о ледоколах и о России"



42


43
Гиросфера (не путать с гидросферой)



44
Азбука Морзе:



45
Эта штука называется лисица.
(она же вахтенная доска, траверса)
Лисица использовалась навигаторами как своеобразная записная книжка. Наибольшее распространение этот инструмент получил в Англии и Дании. С помощью неё можно было записывать важнейшие события, произошедшие на корабле - смена курса или заступление на вахту и затем производить различные путевые вычисления.

Представляет собой простую деревянную доску, в которой просверливалось множество отверстий. На доске укреплялось несколько стержней, которые соответствовали различным событиям. Верхняя часть доски, выполненная в виде диска имела 32 сектора, аналогично секторам компаса. Каждый сектор имел по 8 отверстий, расположенных радиально. Набор из 8 стержней закреплялся в центре диска. Каждые 30 минут вахтенный офицер сверял курс по компасу и вставлял стержень в отверстие того сектора, который соответствовал направлению движения корабля. Через 4 часа происходила смена вахты и стержень, установленный 4 часа назад вставлялся в новое отверстие и так далее.



46


47
Выходим на палубу



48
Тут неподалёку торчит подлодка:



49
Нева



50


51
Спасательные шлюпки - как маленькие подлодочки, потому что в условиях сурового полярного климата на обычной лодке далеко не уплывёшь



52
Ещё немного из истории:
3 января 1917 г. состоялся первый выход ледокола в море, а 31 марта этого же года на «Святогоре» был поднят Андреевский флаг, - корабль был зачислен в флотилию Северного Ледовитого океана. Это событие определило историю российского ледоколостроения на многие годы вперёд. Осенью этого же года «Святогор» был направлен в Архангельск, где вскоре был затоплен на Северной Двине ввиду угрозы захвата города англичанами. Они же успешно подняли ледокол и под английским флагом отправили его на базу в Норвегии.
Тут человек, далёкий от моря, сразу представляет, как корабль был полностью затоплен и ушёл на дно. По факту он был, скорее всего, немного притоплен.



53
«Святогор» был выкуплен советским правительством в 1921 году по инициативе советского полпреда Леонида Красина. Его именем и был в 1927 году назван ледокол.



54
Тридцать пять лет «Красин» был самым мощным в мире ледоколом.
С 1952 по 1959 гг. он проходил модернизацию в ГДР на верфи г. Висмара, до 70-х годов работал в Арктике в качестве плавучей электростанции и научно-исследовательского судна.



55
В 2004 году ледокол «Красин» передали Музею Мирового океана, на его борту был организован филиал этого музея в Санкт-Петербурге.
А ледокол с легендарным именем «Красин» продолжает колоть льды океана: к порту Владивосток приписан новый, построенный в Финляндии, ледокол.



56


57


58


59


60


61


62


63


64
Васильевский остров и Горный:



65


66


67
"Люди, никогда не видевшие работы ледокола, обычно представляют себе, что ледокол режет лед носом, и поэтому, должно быть, нос у него очень острый, арийский. Нет, неверно; нос у него - русский, тяжелый, широкий, такой же, как у тамбовского или воронежского мужика. Этим тяжелым носом ледокол вползает на лед, проламывает его, с грохотом обрушивается вниз, снова влезает вверх и опять - вниз. Льдины бьют в борта, скрежещут, ломаются с пушечным треском. Через лед нужно пробиваться, как через вражеские окопы. Это - война, борьба, бой, к счастью, не человека с человеком, а человека со стихией."
Е.И. Замятин "О моих женах, о ледоколах и о России"



68


69
"Русскому человеку нужны были, должно быть, особенно крепкие ребра и особенно толстая кожа, чтобы не быть раздавленным тяжестью того небывалого груза, который история бросила на его плечи. И особенно крепкие ребра - "шпангоуты", особенно толстая стальная кожа, двойные борта, двойное дно - нужны ледоколу, чтобы выдержать единоборство со льдом, чтобы не быть раздавленным сжавшими его в своих тисках ледяными полями. Но одной пассивной прочности для этого все же еще было бы мало: нужна особая хитрая увертливость, похожая на русскую "смекалку". Как Иванушка-дурачок в русских сказках, ледокол только притворяется неуклюжим, а если вы вытащите его из воды, если вы посмотрите на него в доке -- вы увидите, что очертания его стального тела круглее, женственнее, чем у многих других кораблей. В поперечном разрезе ледокол похож на яйцо - и раздавить его так же невозможно, как яйцо рукой. Он переносит такие удары, он целым и только чуть помятым выходит из таких переделок, какие пустили бы ко дну всякий другой, более избалованный, более красиво одетый, более европейский корабль".
Е.И. Замятин "О моих женах, о ледоколах и о России"



А здесь ещё несколько фото для участников нашей экскурсии, в частности, для alex_anv и periskop.
Спасибо fotomanya за организацию. И спасибо spbblog, конечно=)

Музей открыт для посещения: с 11.00 до 18.00, касса работает до 17.00
Начало экскурсий: 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00

Экскурсия в машинное отделение (только от 14 лет и старше):
среда, четверг, пятница в 15.00
суббота и воскресенье в 13.00 и в 15.00

Выходные дни: понедельник-вторник, последняя среда месяца

Адрес: Санкт-Петербург, В.О., наб. Лейтенанта Шмидта, 23-я линия

Сайт ледокола: http://www.krassin.ru/

#словопетербургу

krasin, report, #словопетербургу, spbblog, spb

Previous post Next post
Up