Как известно, нашему Государственному Эрмитажу исполнилось 250 лет. И вот вчера Эрмитаж, один из самых больших и известных музеев мира, позвал журналистов и участников сообщества
spbblog на открытие новой лаборатории по реставрации керамики, стекла и фарфора.
Располагается она там же, где и фондохранилище - недалеко от станции метро "Старая деревня". В Эрмитаже выставлено всего 12% от того, что он имеет, остальное скрыто от глаз посетителей. И вот в фондохранилище можно увидеть часть из невыставленного.
Реставрационная лаборатория открыта благодаря средствам, полученным в качестве гранта от благотворительного Фонда Coca-Cola (партнерство Эрмитажа и Coca-Cola насчитывает уже 20 лет).
На открытии присутствовали Михаил Борисович Пиотровский (генеральный директор Государственного Эрмитажа) и генеральный директор компании Coca-Cola в России Любо Груич.
3
Начинаем со вступительного слова
4
5
Любо Груич (Ljubo Grujic), генеральный директор Coca-Cola: «Произведения искусства, сохранившие отпечаток своего времени, - это культурное наследие не только России, но и всего мира. На протяжении последних 20 лет компанию Coca-Cola и Государственный музей «Эрмитаж» связывает теплая дружба и партнерские отношения, а открытие реставрационной лаборатории - очередной шаг в реализации замечательных совместных инициатив».
6
7
8
9
Михаил Борисович Пиотровский
10
Куда же без ленточки=)
11
12
Женя
nau_spb и Рустам
kotaff 13
И ещё официальные слова в самой лаборатории
14
И начинаются древности:
15
16
Реставрационная лаборатория стекла, керамики и фарфора - уже вторая лаборатория, открытая благодаря долгосрочному гранту, выделенному благотворительным Фондом Coca-Cola Государственному Эрмитажу. В 1993 году была открыта лаборатория научной реставрации темперной живописи, которая стала первым совместным проектом Coca-Cola и Эрмитажа.
17
Чем занимается реставрационная мастерская? В первую очередь, склеивает из вот таких черепков произведения искусства:
18
19
20
21
22
23
Самый красивый цвет
24
25
Это вытяжки:
26
27
Рабочий стол реставратора:
28
Это Наталья Владимировна Борисова, она работает реставратором уже 41 год.
Потрясающе, что мы её встретили и кто-то завёл с ней разговор, который мог бы затянуться до вечера, так это было интересно и познавательно!
От неё мы узнали, что старая лаборатория имела площадь всего 50 кв. метров, а новая - 300. И что в старой лаборатории они реставрировали около 240-260 экспонатов в год (в то время как запрос от некоторых отделов музей приходит аж на 2500 экземпляров), но всю эту работу делают всего восемь (8!) человек!
29
nau_spb,
ksana_popova,
bloha_v_svitere,
oksa_sun слушают увлекательный рассказ Натальи Владимировны
30
31
Наталья Владимировна закончила Академию Художеств и именно там влюбилась в реставрационное дело. Посвятила любимому занятию жизнь и очень благодарна за это судьбе.
32
Но помимо самой реставрации нужно ещё отслеживать условия хранения экспонатов, проверять, не потрескалось ли что-то.
33
Фрагменты древней амфоры (5-4 века до н.э.) можно было даже взять в руки, но я не рискнула=)
34
Что ещё может висеть на стене, как не вдохновляющая Флоренция, настоящая сокровищница европейского искусства=)
35
Что-то красивое
36
Специальное оборудование
37
38
На полках среди книг по реставрации как-то оказались финские хостелы=)
39
Всё было прекрасно подготовлено в нашему визиту - везде были разложены экспонаты, чтобы понимать, что и как здесь реставрируется. Хорошо подготовлены рабочие места, можно было всё снимать и общаться в своё удовольствие, все очень открыты, заинтересованны и дружелюбны
40
41
42
43
44
А это Анна Ивановна, она работает здесь 55 лет!
45
46
47
Мы наблюдали за работой Анны Ивановны, как она прикладывала маленький черепок к тому или иному место древнего сосуда, и сам собой возник вопрос - любит ли она собирать пазлы?=)
Сказала, что с внуком собирает, но он делает это быстрее. Не верю=)
48
Анна Ивановна тоже рассказала нам много интересного, всё-таки удивительные люди тут работают.
49
Это амфоры, найденные в Керчи. Представляете - множество черепков, из которых нужно составить такое же множество целых предметов. А какой черепок к какой амфоре подходит? И как это вообще можно собрать? Загадка для меня, обычное дело для реставратора.
50
А это фото того, над чем сейчас работает Анна Ивановна
51
52
Анна Ивановна показала нам подарок к юбилею экспедиции и сказала, что она сама тоже 39-го года=)
53
Вот из этого надо собрать...
54
.. вот это:
55
Как?!
56
57
А это холл, в котором помимо ёлки стоит макет собора с выставки Сантьяго Калатравы. Именно на выставке в Эрмитаже я познакомилась с его творчеством и оно захватило меня.
Я ездила смотреть на его вокзал Ориенте в
Лиссабоне .
Помню, как смотрительницы шикали, стоило только начать вертеть в руках телефон: "Снимать нельзя!!!", а сейчас уже всё можно=)
58
После осмотра мастерской мы отправились на экскурсию по фондохранилищу.
Некоторые мои знакомые уже бывали тут на экскурсиях (экскурсию можно заказать по телефону), а я всё никак не могла. И вот!
Это древние фрески, подсветка здесь везде реагирует на движения и включается, когда ты подходишь к экспонату.
Находишься здесь и понимаешь, что будущее уже наступило, всё сделано очень круто, как в кино. И свет, и безопасность, и сами помещения.
59
В помещениях с экспонатами сделана система пожаротушения газом. Если в коридоре и в других местах можно тушить пеной, то тут, чтобы не повредить произведения искусства, пускается газ и убирается кислород. Об этом свидетельствуют надписи
60
Зал мебели
61
Это Гаруда (в индуизме ездовая птица бога Вишну) - уличная деревянная скульптура, подарок из Индонезии. Но в нашем климате ни на улице, ни в помещении с обычным отоплением она не выжила бы - начало ссыхаться дерево. Поэтому её поместили в акклиматизатор, а потом сюда
62
Огромный шатер, подаренный турецким султаном, в нём уже уютно устроились некоторые=)
63
И кареты, очень много карет!
И очень интересно слушать, какая для чего предназначалась и как использовалась
64
65
А так выглядит один из корпусов (всего их 9). Тоже очень эффектно=)
Хорошая вышла экскурсия, спасибо всем!