(no subject)

Dec 14, 2021 16:54

Иногда возникает вопрос, с одной стороны у очень молодых людей, родившихся уже в постреволюционной России(или в самом конце советской власти), с другой стороны, у ностальгирующих по былому представителей более старых поколений. Можно ли реанимировать Большой Советский Проект?
Моё мнение таково: видимо всё-таки нет. Почему?
1) советский проект появился в специфически условиях информационно продвинутого общества, но продвинутого лишь по сравнению с позапрошлым веком. Действительно, недруги называли Сталина Чингисханом с телеграфом. Т.е. с одной стороны была возможность иметь мгновенную глобальную связь в пределах даже гигантской страны. С другой стороны, эта связь легко монополизировалась: представьте себе частный подпольный телеграф в СССР. Не можете представить?
2)Советский проект есть производное не только возможностей связи, но и возможностей пропаганды: радио и кинематограф. Это раз, и второе, специфическая информационная борьба с оппонентами, в которой именно большевики были сильны аж наверное до середины 50-х. Потом кстати именно на этом поле их и переиграли.
3)социальные аспекты проекта: т.е. реальное равноправие женщин, инородцев и бывших маргиналов, за счёт конечно резкого ущемления прав бывшей элиты и бывшего среднего класса(отнесём к нему и крепких сельских хозяев, иначе называемых кулаками). Резкое увеличение затрат на образование и здравоохранение. Тот же социальный лифт, который наиболее интенсивно работал именно во времена Большого Террора.

Всё это были козыри большевизма в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е и даже в 60-е годы. И все они были биты в годы 70-е.

Как именно? Да очень просто:
1)интернет, свободное пересечение границ - это необходимое условие развития страны в информационном веке. Просто телеграф, почта и литература(а аналогом интернета в СССР старались стать радиолюбители и их жёстко гнобили) стали недостаточен для идеологического, ментального и культурного даже не превосходства, а просто единства страны.
2)тут как-то прочитал у одного юзера критику Переслегина, который писал о том, что штаты переиграли советы, придав мировой культуре антисоциалистический характер. Как придали? возмущался юзер, что у них была такая кнопка?
Кнопка такая была: Голливуд. Именно массовым производством массовой культуры в 50-е, которая была культурой кино и культурой музыкальной(добавляются кнопки "джаз" и "рок") и было совершено это деяние.
Что есть "антисоциалистический характер"? Это просто развлекаловка + культ героя-индивидуала. Просто это надо сделать талантливо. А таланты в Америке всегда были - они ехали туда рубить капусту.
А вот в СССР с талантами стало плохо: соввласть не умела работать с плохо контролируемыми талантливыми людьми искусства. И поэтому она одних уничтожила, других запугала до обморока(Сельвинский), на место третьих взяла бездарей-отличников строевой подготовки.
Продолжать надо? Всё ясно ИМХО: комсомолисты проиграли битву идеологий, потеряли влияние на креативную молодёжь(мне эти пи-ры тоже не нравятся, однако они всё же нужны), и в самом конце, вообще на большую часть населения.
3)к хорошему привыкаешь быстро, поэтому социальные завоевания социализма стали казаться естественными неотъемлемыми правами. А запад тем временем догнал и перегнал более бедный СССР.

А главное, в стране началась экономическая стагнация, а советский строй мог развиваться и вообще существовать лишь в ситуации либо войны, либо бурного роста экономики.
Войны после 2-й мировой боялись именно руководители СССР, а бурный экономический рост был более невозможен так как экстенсивное развитие(именно к которому идеально подходит командно-плановая экономика) достигло своих пределов: крестьяне в России кончились.
Previous post Next post
Up