Jul 11, 2022 18:30
Здесь я берусь за кусочек непаханого поля. Настоящая история экономики СССР до сих пор не написана (ждёт своего автора), но данный текст скорее археологические раскопки, нежели собственно историческое исследование.
Займёмся когтём динозавра под названием "частный автомобиль в СССР".
Для начала: почему мы сравниваем Москвич (412/2140/412 ижевский) именно с ВАЗ-2103/2106? Потому что эти машины имеют примерно одинаковую мощность двигателя (75-80 л.с.) при примерно одинаковом весе (1 тонна). Разница в мощности с ВАЗ-2101/21011 (всего-то 7 - 15 л.с.) была существенной при полной загрузке машины (дачный переезд, с картошкой и прочим товаром на базар, поездки всей семьёй на юга и т.п.): гружёная "копейка" еле-еле могла держаться в потоке, а "трёшка" и Москвич с тем же грузом весело шли по трассе 80 - 90 км/ч.
Начнём с преимуществ "Москвича" (в моей семье эту марку эксплуатировали с 1949 г., а модель с 412-м двигателем - с 1978-го).
1. Стоимость. Москвич всегда был дешевле Жигулей с двигателями 2103/2106. В конце 70-х цена Москвича-2140 была 7 495 руб., 412-ИЭ (Ижевского) - 7 300 руб. (можно свериться по старым газетам с таблицами выигрышей Денежно-вещевой лотереи или Лотереи ДОСААФ). 2103 в те же годы стоила уже за 8 тыс., а первая цена на 2106 была 9 200 (если неправ - пусть меня поправят ссылками на исторические ценники). Примерно в одну цену с Москвичом была 21011, т.е. "меньше автомобиля за те же деньги" (почему - см. выше).
2. Москвич считался менее престижной машиной, поэтому на него были короче очереди, ижевский Москвич иногда попадал и в свободную продажу. То есть машина была доступнее.
3. 412-й двигатель был лучше приспособлен к бензину А-76. В первое время двигатель дорабатывали, ставив головку блока толще стандартной. В начале 80-х АЗЛК в очередном Руководстве по эксплуатации заявил, что двигатель можно эксплуатировать "как на АИ-93, так и на А-76, а также на их смеси в любой пропорции". Двигателям ВАЗ для приспособления к А-76 требовалось "обрезание поршней", что подразумевало разборку всего двигателя.
Тут выгода не только в 7 коп. за литр вместо 10 (14 вместо 20 с 1973 года), но и вообще в возможности заправиться. Типичная картина на трассах подальше от Москвы и Питера: табличка "Бензина нет" или "бензин только для посевной/уборочной". К примеру, киевская трасса выглядела и в "андроповском" 1983-м, и в развеселом 1990-м так: в Калужской и Брянской областях лимит по 20 литров в 1 бак, в УССР последняя работающая АЗС в Конотопе, дальше до Киева всё закрыто, в Киеве и Житомире очереди на 2 часа, ближайший бензин - в Новоград-Волынском в нефтелавке на базаре (!).
В этих условиях проще добыть А-76, поскольку на нём ездят ЗиЛы, Газоны, Уазики, автобусы, т.е. колхозы, государственные автобазы, Красная армия и проч. То есть за небольшие деньги или за поллитру тебе с удовольствием сольют из бака канистру - другую.
4. То же и с запчастями: поскольку в государственных автохозяйствах Москвичей было гораздо больше, чем Жигулей, добыть дефицитную запчасть было проще. С маслами и прочими спецжидкостями - аналогично.
5. Москвич был крепче за счет своей кондовости (листовые рессоры, крепкая подвеска, высокий клиренс и т.п.), поэтому на нём можно было смелее съезжать с асфальта и не бояться плохих дорог. Асфальта в те годы было меньше, чем сейчас, даже в старых дачных посёлках Подмосковья дороги были грунтовые. У Москвича было меньше точек коррозии (привет молдингам на 2103/2106).
И ещё: Москвичи комплектовались радиоприёмником "Урал", в котором был и коротковолновой диапазон. Можно было слушать "вражьи голоса", особенно в приграничных районах (Прибалтика, Закарпатье, Карелия), где глушилки были неэффективны.
Теперь про Жигули (здесь уже мой собственный опыт эксплуатации в середине 90-х).
Жигули были современней по части пассивной безопасности (пружины вместо листовых рессор сзади, дисковые тормоза спереди, низкий клиренс и лучшая аэродинамика).
Более мягкая подвеска позволяла ехать одновременно быстрее и комфортнее, особенно на дальние расстояния. Жигули нормально заводились в любой мороз.
У Москвичей дисковые тормоза появились только с 2140 (у ижевских так и остались барабанные). Жигули были несколько легче в управлении (т.е. для дам удобнее).
У Жигулей были нормальные расцветки, в отличие от ижевских Москвичей с их "тракторными" цветами. Наш, к примеру, был оранжевым, как КрАЗ из "Мимино". Был выбор цветов: за дополнительные деньги "на лапу" можно было получить "престижный" цвет (таковыми считались тёмно-синий "кобальт" и тёмно-коричневый "дипломат"), не желавшие светиться покупатели (те же теневики) выбирали неприметные серо - бежевые машины. Южане - белые (по понятной причине). Не скажу за АЗЛК, но ижевские машины шли в два (редко в три) цвета, и белый был далеко не всегда.
И ещё: качество на АЗЛК резко упало примерно с 1982 года, когда на сборку поставили кубинских и вьетнамских "стажёров". На АвтоВАЗе приемлемое качество продержалось до начала 90-х годов (пока там был партком), в Ижевске примерно до того же времени.
Резюме: если Вы в те годы настолько успешны, что можете себе позволить ездить на работу за рулём круглый год, а в отпуск - в Юрмалу налегке - то ваша марка - 2103/2106. "Волга", хоть и дороже и престижнее, но тяжелее в управлении, плохо заводится зимой, требует частого ТО и менее скоростная. И в некоторые годы (1982 - 1985) Волги продавались только за чеки "Березки".
Если же Вы не столь успешны, эксплуатируете машину в режиме "гаражное хранение, зимой не ездим", машину используете для поездок на дачу, в отпуск, или вообще живёте в сельской местности и возите урожай на базар - тогда для Вас наилучший вариант "Москвич".
Экономическая история