Оригинал взят у
moskalkov_opera в
Специально для пользователя MI3CH и иже с нимУже стало нормой, что с началом Поста в ЖЖ появляются вот такие перлы - "А вот ведьм у нас жгли за милую душу. И собственная инквизиция была. Да еще какая. И методы насаждения православия были исключительно жестокими."
По понятным причинам, я не буду давать здесь ссылку на пользователя, чей ник выведен в заголовок. Кому надо, сами найдут, но пусть это не будет слишком легко.)
Я лучше повторю свой давнишний пост, в своё время, к сожалению, прошедший почти незамеченным. Сегодня, особенно накануне выборов, тема самоуничижения весьма актуальна.
Любим мы конечно принижать самих себя. Любим глумиться над собственной историей.
Вот например знаменитое "Описание путешествия в Московию" учёного-энциклопедиста (думаю, можно смело уже этот термин воспринимать как ругательный) Олеария.
Его очень любят наши либерасты, как "неопровержимый" документ подтверждающий все русские так называемые исконные пороки.
Только достаточно на него поглядеть чуть-чуть открытыми глазами и слегка пораскинуть мозгами, и многое встанет на место.
"...Несколько лет тому назад опытный цирюльник, по имени Квирин, голландец, человек веселого нрава, находясь на службе у великого князя, имел скелет или остов человеческий, висевший у него в комнате, на стене, над столом. Однажды он, по своему обыкновению, сидел за столом и играл на лютне, а в это время стрельцы, которые (как тогда было принято) всегда сторожили на дворе немца, пошли по направлению звука и заглянули в дверь. Когда эти люди заметили кости на стене, они испугались - тем более что увидели, что скелет движется. Поэтому они ушли и заявили, что у немецкого цирюльника на стене висит мертвое тело, которое движется, когда цирюльник играет на лютне. Этот слух дошел до великого князя и патриарха, которые послали других людей с приказанием внимательно осмотреть все, в особенности в то время, когда цирюльник играет на лютне. Эти люди не только подтвердили показание первых, но сказали еще, будто мертвец танцевал на стене под звуки лютни.
Русские этому очень удивились, стали совещаться и решили, что, наверное, цирюльник - волшебник, так что необходимо будет сжечь его вместе с останками его мертвеца. Когда Квирин узнал, что втайне состоялось такое опасное для него заключение, он послал знатного немецкого купца, пользовавшегося расположением вельмож, к князю Ивану Борисовичу Черкасскому, чтобы сообщить истину и не допустить такого жестокого поступка. Купец сказал боярину: “Из-за такого скелета никоим образом нельзя винить цирюльника в волшебстве. В Германии принято, чтобы у лучших врачей и цирюльников имелись подобные костяки; делается это, чтобы, в случае, если у какого-либо живого человека сломана нога или ранена какая-либо часть тела, легче узнать, как взяться за дело и лечить. Если же кости двигались, то это зависело не от игры на лютне, а от ветра, дувшего в открытое окно”. После этого приговор был отменен. Однако Квирину пришлось уехать из страны, а скелет перетащили через Москву-реку и сожгли. Подобную же трагедию предполагали они потом сыграть с немецким живописцем Иоганном Детерсеном. Когда во время большого пожара, возникшего в Москве четыре года тому назад, стрельцы по указанному выше способу пришли тушить огонь и ломать соседние дома и при этом застали в доме живописца старый череп, то они хотели [170] самого живописца вместе с черепом бросить в огонь. Его бы и бросили таким образом, если бы некоторые из
присутствовавших не заявили, что черепом он, по обычаю немецких живописцев, пользуется для срисовывания его.
Что касается ума, русские, правда, отличаются смышленостью и хитростью, но пользуются они умом своим не для того, чтобы
стремиться к добродетели и похвальной жизни, но чтобы искать выгод и пользы и угождать страстям своим. Поэтому они, как говорит датский дворянин Иаков (так именует себя в своем “Hodaeporicon Ruthenicum” посол короля Фридриха II датского), люди “хитрые, смышленые, упорные, необузданные, недружелюбные и извращенные - чтобы не сказать - бесстыдные, склонные ко всякому злу, ставящие силу на место права и отрешившиеся - верьте мне - от всяких добродетелей”. Ведь это они сами доказали ему: они лукавы, упрямы, необузданны, недружелюбны, извращены, бесстыдны, склонны ко всему дурному, пользуются силою вместо права, распростились со всеми добродетелями и скусили голову всякому стыду..."
И это, иного слова не найдёшь, трындит человек, у которого на родине идёт жесточайшая религиозная война!
Этот идиот, нисколько не смущаясь тем, что у него на родине в этот момент сжигались тысячи, смеет выражать недовольство тем, что, видите ли, русские ЧУТЬ не сожгли двух его соотечественников!
Как же так получилось, что эти "упорные и необузданные" русские, пользующиеся только силой вместо права, тем не менее смогли разобраться и обоих приведённых Олеарием случаях и никого не наказать?!
Откуда же у Олеария столько злобы и ненависти? И можно ли после таких противоречащих фактам оценок, доверять этому "энциклопедисту" (от слова циклоп наверное)?!
Не буду здесь приводить его цитаты о русском пьянстве и прочих безобразиях. Приведу лучше цитату его соотечественника Шлейссингера, побывавшего в России примерно в ту же эпоху ( ок. 1660 г. )
"...К. Но иностранцы все же отправляют там свое богослужение и имеют свободу религии?
Ф. Да. Лютеране имеют две церкви в [Немецкой] слободе. Раньше у них была церковь и в городе. Но поскольку женщины там часто дрались за лучшие места, что приводило к безобразным сценам, русские сами сказали: «Это, видно, не христиане, а собаки какие-то, если друг друга в церкви кусают». И после этого немцы потеряли свою привилегию и теперь вынуждены отправлять свое богослужение вне города...."
А закончить можно прекрасными словами ещё одного немца Иоганна-Готгильфа Фоккеродта, бывшего послом в России с 1717 по 1733г.
"
Если только хотят эти названия дать таким людям, которым или совсем, или очень мало известны правила вежливости и благоприличия, установленные взаимно другими образованными народами в Европе, также и народного права и уважения, каким обязаны друг к другу самодержавные власти; если потом эти люди, предубежденные слепой привязанностью и почтением к нравам и обычаям своего отечества, потому только и чувствуют презрение и отвращение ко всему хорошему, полезному и похвальному у иноземных народов, что все это иностранные выдумки, не обладают никакими другими знаниями и искусствами, да и не желают обладать ими, кроме таких только, которые имеют осязательное и непосредственное влияние и пользу, зато считают пустым и глупым все остальное и завершают свое невежество вполне неразумным суеверием, - то, наверное, подобное название в минувшем столетии не может быть присвоено никому из европейских, да даже не многим и из азиатских народов с такою справедливостью, как русским...
Но уж наверно оскорбили бы этот народ, если бы зашли в этих упреках слишком далеко и вполне усвоили себе описание русских, сделанное в прежнее время одним французом, что «московит всего более человек Платона, бесперое животное, которому недостает только чистоплотности и здравого смысла, чтобы быть вполне человеком».Если же кто сомневается, были ли разумны русские до царствования Петра I, тот пусть заглянет в их историю и сообразит, что происходило у них в минувшем столетии,
как после распадения русского государства на бесчисленное множество партий из-за честолюбия Годунова и польских происков оно приведено было на край погибели внутренними и внешними врагами, когда поляки овладели Москвой, а шведы Великим Новгородом, как, говорю я, после таких огромных несчастий своими собственными силами и разумными действиями, без чужеземной помощи, не советуясь ни с каким иностранным вождем или министром, без других военных сведений, кроме своих стародавних, русские очистили свое отечество от двух таких сильных врагов, снова восстановили свою монархию и меньше, чем в 50 лет, не только взяли назад все области, которыми сначала должны были пожертвовать своему спокойствию, до Ингерманландии и клочка Карелии, но еще отняли у поляков кроме Смоленска Киев, Чернигов и Северию, даже принудили Оттоманскую Порту, бывшую в то время на самой вершине могущества и величия своего, оставить им казаков со всей Украиной. Все это сделали они под управлением таких государей, которые не отличались ни особенной храбростью, ни умственным превосходством, да к тому же еще были из такого нового рода, что первый царь их, Михаил, уж верно не мог бы доказать своих прав ни в одном немецком учреждении...
Кто, говорю, сообразит все это, тот должен будет сознаться, что простоватые неразумные люди никогда не могли задумать таких великих предприятий, а тем менее их исполнить...
...Но кто пожелает взяться за такое исследование и из того составить для себя понятие о даровитости русского человека, тому надобно наперед отбросить совсем все свои предубеждения и смотреть на вещи, как они есть в природе, а не брать мерилом своих суждений нравы и обычаи, установившиеся в его отечестве. Потом ему надобно знать и язык русский и иметь дело, по крайней мере обращение, с ними..."
Материалы почерпнуты на великолепном ресурсе под названием
"Российский общеобразовательный портал".