Вот как выглядели Зайчики с высоты птичьего полета в 2002 году.
Прекрасно видны причал, Андреевская церковь, наша «дорога к храму», каменная палата. А между церковью и палатой заметен валунный прямоугольник: это остатки старой поварни, когда-то здесь готовили еду. Есть у меня и найденная где-то более «приближенная» фотография валунных руин поварни.
Вот еще одно фото конца 20 века.
И вот в 2003 году начались работы по восстановлению поварни.
Размеры поварни невелики: по внешнему периметру примерно три на четыре метра. А так как толщина стен не менее полуметра, то внутри получается совсем небольшая каморка (как там готовили еду? А, может, и не готовили?). Предстояло восстановить валунные стены, сверху скрепить их кирпичной стяжкой в 3-4 ряда кирпичей и поставить крышу.
Так уж получилось, что я появился только в начале августа, когда большая часть работ уже была выполнена. Поэтому я увидел уже практически готовые стены и крышу, которая рубилась на Большом острове, а затем была перевезена на Зайчики и поставлена. На мою долю осталось изготовление дымника (трубы, причем деревянной!, с небольшим узором) и охлупня (расположенного на коньке крыши массивного вытесанного определенным образом бревна). Ну, и наколачивание самой крыши, ее прокраска антисептическим раствором, маленькое вентиляционное окошко с задвижкой (видно над дверью).
Но самой важной и красивой была, конечно, работа по зачеканке поварни. Понятно, что, делая стены из валунов, невозможно их плотно подогнать друг к другу - всегда остаются большие швы. И вот заделывание этих швов кирпичным узорочьем на цементном или известковом растворе и называется зачеканкой.
Первые массовые работы по зачеканке на Соловках начинались силами нашего отряда в конце семидесятых годов на крепостных стенах. В частности, в 1977-78 годах зачеканивались Белая башня и сушило, в 1980 году был пристенок (Квасоваренная и Поваренная башни). Я думаю, что когда-нибудь появится рассказ и об этих работах, но это будет не мой рассказ, я лично зачеканкой не занимался.
Зачеканка - ответственная и тяжелая работа, ведь основной критерий ее оценки , как мне кажется, очень прост и сложен одновременно: должно быть КРАСИВО. А ведь понятие красоты у каждого свое. Кроме этого, требуется высокая степень аккуратности, раствор оставляет на валунах следы, которые невозможно смыть, даже если делать это сразу, все равно остаются грязные пятна, которые полностью «удаляют» красоту. Поэтому зачеканкой занимаются в основном девочки.
А я чуть-чуть потеоретизирую, как это происходит. Сначала подбираются кирпичи для зачеканки, точнее, их куски и осколки самой разной формы. Из них и надо составить симпатичный узор для данной конкретной щели между валунами. Иногда поиски фрагментов кирпичей сильно затягиваются: ведь красота требует жертв. Затем, когда все подобрано (чаше кажется, что подобрано), необходимо предельно аккуратно забросать щель раствором, не испачкав валуны. И вдавить в раствор подобранные кирпичики. И часто оказывается, что что-то не получается, то кирпич не вдавливается, торчит, то, наоборот, тонет в растворе. И все начинается заново. И, самое главное, никакой грязи, никаких пятен не должно остаться на валунах.
Этой работой занимались несколько девочек, но основная нагрузка выпала на руки моей жены Ирины, которая в свое время работала и на Белой башне, и на пристенке. А так как она нас по совместительству еще и кормила, то пришлось мне в конце работ, когда крыша уже была закончена, переквалифицироваться в повара: дня три-четыре я готовил и обед, и ужин.
А сам я тоже чуть-чуть поучаствовал в зачеканке. Правда, только внутри поварни. Но зато там, наверное, треть работы моя. Похвалы было, конечно, меньше, чем критики, но лично мне понравилось то, что я сделал.
Жили мы на этот раз в палатках, метрах в 50 от причала в сторону святого источника. Палатки стояли в кустах так, чтобы не бросаться в глаза. Чтобы было не холодно, под палатками были сколочены деревянные щиты. Для приготовления пищи были привезены газовый баллон и плита. К счастью, погода стояла хорошая, дождей практически не было, правда, в результате практически не было и грибов. Вот снимок обеденного перерыва, правда, 2004 года.
Невозможно подобрать слова, чтобы описать жизнь на Зайчиках. Молодежь бы сказала: «Кайф!» или «Улет!». Я получил полную компенсацию за все «непройденное» в 1997 году (писал об этом
раньше ). Остров небольшой, был исхожен вдоль и поперек. А на самом деле, и ходить-то особенно не надо. Выходишь из палатки, смотришь в сторону церкви (а то примерно на северо-запад), а там закат, или просто небо и облака. И тишина, или шум моря. Нет, не буду ничего больше писать, невозможно все это выразить словами.
Одна беда: фотоаппарата у меня в то время не было. Предыдущий, еще пленочный, я «посеял», заезжая по пути с Соловков в Кижи году в 2001-м, а цифровой появился в 2006-м. Поэтому имею небольшое количество чужих снимков, один из которых, соответствующий концу сезона 2003 года, я и помещаю.
Небольшое продолжение работ было и в 2004 году, но об этом позже. Тогда же будут и еще снимки.
Дополнение от 28.10.2008г.
Недавно получил несколько фотографий, отражающих работу по воссозданию поварни в 2003 году.
На этой фотографии прекрасно виден процесс сооружения крыши.
А здесь несколько фото поварни в самом начале работ по зачеканке.
Сравните предыдущую фотографию с фото этого 2008 года.
Продолжение рассказа - здесь .
Предыдущее сообщение о Зайчиках .