В предыдущем сообщении я показал найденные в разных местах
фотографии старого монастырского причала в бухте Благополучия. А теперь: история его «реконструкции». Скажу сразу: это мое личное мнение, возможно, я в чем-то ошибаюсь. К тому же я не следил внимательно за ходом работ, просто вследствие близости нашего проживания кое-что бросалось в глаза.
Началось это «действо», наверное, лет пять назад. Сначала разобрали западную часть причала, долго и тщательно выбирали грунт. Навезли кучу металлических труб диаметром около метра. А затем на Преображенской гостинице появились леса: солидные, из хороших обрезных досок. «Ну, наконец-то» - подумал я, ведь стены гостиницы после пожара двадцатилетней давности мокнут под дождями, потом зимой в морозы влага замерзает, и кирпич разрушается. Крыша, пусть временная, но крыша нужна, прежде всего, для сохранения! В предыдущем сообщении я приводил рисунок О.Бриза 1925 года. Меня более всего поразило, что на всех храмах - крыши. А ведь в 1923-м году страшный пожар уничтожил практически все главки и крыши. И вот прошло два года, а крыши уже стоят! И это в 20-е годы! Конечно, заключенные - дешевая рабочая сила, но все же думали и о сохранности, и об условиях жизни. А тут - двадцать лет без крыши!
Но слишком рано я обрадовался. Оказалось, что подобные монументальные леса были сооружены только для того, чтобы просверлить в стенах отверстия и установить металлические стяжки между стенами. Чтобы стены не рухнули при забивании свай. И все!!! Никакой крыши, даже времянки только над стенами!
А потом …. Леса разобрали, и все доски, хорошие качественные доски, просто свалили в кучу за гостиницей, и они там лежали, думаю, не менее года. А ведь их можно было пустить в дело. Напомню: Соловки - это остров в Белом море, доставка грузов на них - дорогое удовольствие. Но почему-то это мало кого волнует. Куда в результате ушли доски - не знаю, наверное, на дрова.
В 2010-м на месте старого причала уже стояла бетонная коробка. Причем коробка - в прямом смысле. Я залез в нее и даже сфотографировал.
Вот она, коробка. Метров, полагаю 200 длиной, метров 10 шириной и высотой чуть более метра. Я не специалист, но, честно говоря, не понимаю, почему коробка? Ведь вода должна стекать, а сделали, наоборот, накопитель для воды. Да, конечно в дне коробки было сделано изрядное количество отверстий, но ведь они могут и забиваться мусором и грязью. Но, наверное, профессионалам-проектировщикам надо доверять, их мысль дилетантам вроде меня не понять.
Но, как видно, не весь бетон ушел в причал. Как-то проходя мимо, обнаружил вот такую кучу мешков со смесью, что уже под дождями превратились в камень.
Сколько ее здесь, полагаю, считать надо в тоннах.
А в прошлом, 2011-м году, у причала появились новые штабеля, уже из бруса сечением 15 на 15 сантиметров. Брус прекрасный, ровный. Зазвучали бензопилы в массовом количестве. Я все смотрел издалека, а потом решил подойти поближе и посмотреть, что же там делается.
Батюшки святы!!! Вся та бетонная коробка заполнена брусом!!! Из него сделаны клетушки размером примерно 70 на 70 сантиметров!
Заглядываю внутрь клетушки - может, там что ценное?
Нет, пустота. Ничего не понимаю. Каков смысл подобной конструкции? Сделали пустую коробку, а затем заполнили ее брусом! Появилась было мысль, что задумали имитацию под старинные причалы: вот, смотрите, клетушки - это какое-то подобие ряжей. Но и это не проходит. Потому что потом поверх клетушек сделали сплошной настил из того же бруса!
Может, есть во всем этом глубинный смысл, которого я не понимаю? Кто бы объяснил?
А пока что я думаю, что это стратегический запас бруса на будущее. Понадобится когда-либо материал, разберут верхний настил, и начнут брус извлекать. Правда, боюсь, он под дождями превратится в нечто, что только на дрова пойдет.
Приближалось 19 августа, был вероятен приезд Патриарха, ходили слухи, что, может, кто и их тандема пожалует. А от нового причала до дороги метров сто грунтовки. И начинают срочно и быстро делать из того же бруса проход шириной метров пять. Но как????
Прокопали в земле пару канавок по ширине бруса, и прямо в них этот брус и положили. А уже на подобной опоре и начали делать проход. То есть просто закопали брус в землю, даже полагаю, без антисептика! Сколько он подобным образом пролежит в земле до полного сгнивания? К тому же вспомним, что над причалом-то гора, с которой по весне будут массово стекать талые воды. И этот сооружаемый переход как раз и перегородил дорогу воде. Если и не смоет «новостройку», то уж точно надолго обеспечит древесине водяную баню.
Сколько же денег закопали в землю и заложили в коробку (рабмером поболее, чем из-под ксерокса)!!!!
А причал получился симпатичный, с точки зрения рядового наблюдателя.
Цепи, фонари…
Не знаю, как это вяжется с архитектурой монастыря - тут уж каждый сам пусть судит.