Полгода назад ушел из жизни Александр Сергеевич Логгинов, профессор, заведующий кафедрой физического факультета МГУ. А для нашего отряда он был соловчанином с большим стажем, хотя официально, как я понимаю, никогда в отряде не числился.
Впервые он побывал на Соловках в далеком 1964-м году, когда группа студентов физфака - человек 20-30 - пришла на острова на палубе парохода «Мудьюг». Это был не стройотряд: просто студенты собрались и решили съездить и поработать. И занятие они себе нашли традиционное для сезонных рабочих: добыча водорослей, да еще и в проливе между Большим и Малым Заяцкими островами. Вот коллективное фото, сделанное тогда на Зайчиках, в момент отправки первого тюка с ламинарией на агаровый завод.
За хлебом и прочими продуктами они добирались с Зайчиков на веслах.
А хлеб приходилось закупать мешками.
Наверное, именно в эту поездку Александр Сергеевич и «осоловел».
А через семь лет, в 1971-м, он приехал на Соловки с маленьким сыном, просто походить по островам. Сохранились прекрасные цветные фотографии этой поездки, часть из них
(день флота на Соловках) я раньше показывал. Побывали они и на Анзере, вот моменты ловли морских звезд в Троицкой губе на дырявой лодке.
Начиналось все под сенью радуги.
Постепенно лодка наполнялась водой.
В конце концов лодка не выдержала.
Были поездки на Соловки и в конце 80-х годов, когда Александр Сергеевич уже работал в монастыре вместе с отрядом.
Вот очень впечатляющая фотография, сделанная на крыше Святительского корпуса, где на заднем плане восстанавливаемый Спасо-Преображенский собор.
Еще один рабочий момент, как я понимаю, под крышей Спаса.
А я познакомился с Александром Сергеевичем в 1995-м, когда мы работали на Анзере.
Начиналось знакомство с совместной работы по изготовлению двухэтажных нар, так как места в комнате было маловато. Нар было двое: одни - двухместные - для моих детей, а другие - четырехместные. Мы с Александром Сергеевичем спали рядышком на нижнем ярусе, над нами спали те, кто помоложе. Хорошие получились нары, не знаю, сохранились ли они на втором этаже Млечного дома в Троицкой губе.
Вот коллективная фотография того времени, где моя бородатая голова чуть загораживает Александра Сергеевича.
Александр Сергеевич работал со студентами и на расчистке дорог, и на уборке мусора, и на строительстве причала на Кеньге (
небольшой отчет о нашей работе я уже помещал ранее). У него всегда очень хорошо получалось работать с молодежью: он здорово умел организовывать их работу, причем работал наравне с ними, показывая своим примером, как и что надо делать.
А через десять лет, в 2005-м, мы уже работали с ним на воссоздании южной части Шлюпочного амбара на Сельдяном мысу, там, где теперь расположен Морской музей.
Небольшой рассказ об этих работах тоже был у меня в ЖЖ. И вновь вокруг Александра Сергеевича молодежь, которая с энтузиазмом бралась за любую работу: такую непринужденную и вместе с тем рабочую обстановку создавал Александр Сергеевич.
Вот пара фотографий того года.
Приезжал он на Соловки и зимой, побродить по заснеженным просторам. У меня есть несколько дисков с его фотоотчетом об этих поездках.
Были и поездки на снегоходе, в том числе и на Зайчики, с которых в 1964-м все и начиналось.
С Володей Сошиным рядом с поварней.
С Володей и Мишей.
В последние годы у Александра Сергеевича были некоторые проблемы со здоровьем, но он никогда не жаловался. Как ни встретишь его на факультете, всегда жизнеутверждающая улыбка и прекрасное настроение. И - работа, работа и работа. Как раз в его кабинете шел ремонт, который, как я понимаю, он наполовину, если не больше, делал сам.
12 июля прошлого, 2011-го года около полудня мы сидели в конторе. У Володи затренькал телефон - пришла СМС-ка. Номер неизвестный, и текст «Умер Александр Сергеевич Логгинов». Через минуту такая же СМС приходит и Мише. Прислал сообщение зять Александра Сергеевича отец Геннадий, выпускник физфака, который тоже в студенческие годы работал на Соловках. Это было в день похорон.
Шок был полный. Ведь я буквально пару недель до этого сидел у него в кабинете, мы говорили и о Соловках. У него было прекрасное жизнерадостное настроение. И вдруг …
Мы распечатали фотографию Александра Сергеевича, ту самую с бетономешалкой, которой начинается это сообщение, вставили ее в рамку. И с Ириной отправились в отряд.
Попросили всех ребят спуститься с лесов и собраться внизу. И сообщили им эту тяжелую весть. Почтили память минутой молчания. А затем повспоминали какие-то эпизоды своей жизни, связанные с Александром Сергеевичем.
В 1995-м на Анзере Александр Сергеевич научил меня двум вещам: есть рыбу и ходить по островам.
Рыбы у нас было очень много, а у каждой из них мно-о-о-о-го костей. Пока их все выберешь! А зачем? Александр Сергеевич сказал, что он убирает только хребет и более-менее большие кости. А мелкие надо не выбирать, а просто тщательно пережевывать. Жуешь подольше - и все. И действительно, все оказалось именно так. Главное - не торопиться, и все кости превращаются в мелкую крошку.
А когда в выходной мы как-то собрались погулять, я обратил внимание, что Александр Сергеевич, в отличие от нас, одевающих сапоги, надел босоножки да еще и на босу ногу. И объяснил: зачем сапоги? В босоножки вода как втекает, так и вытекает. Не надо обходить лужи, перепрыгивать через них. Надо по ним просто идти. И ни о чем не думать, а наслаждаться окружающей природой. С тех пор и я никогда особенно не задумываюсь о лужах. Правда, хожу не в босоножках, а в китайских тряпичных полукедах, так как хожу не по дорогам, а прямо по лесам и болотам, где много торчащих сучков и валунчиков. Промок? Не беда: кеды прекрасно высыхают прямо на ногах. И главное: идешь где хочешь и как хочешь, не задумываясь.
Спасибо, Александр Сергеевич!
Светлая память!
Вот таким непростым выдался для нас 2011-й год.
Александр, Сергеевич, отец Елисей, Миша.
Светлая память!