предыдущая серия Когда?
...Только вождей корабельных и все корабли я исчислю...
Илиада, Песнь вторая. перевод Гнедича
На переднем плане картины изображены три российских военных корабля: два более крупных, с окрашенными в черный цвет корпусами, и один поменьше, белого цвета
фрагмент картины
Проще всего идентифицируется находящийся в центре трехтрубный корабль с тремя мачтами. Под его бушпритом, в носовой части, закреплен на форштевне георгиевский крест.
фрагмент картины
Кораблей с таким знаком отличия в составе российского императорского флота было в конце 19-го века только два: крейсер "Память Азова" и крейсер "Память Меркурия". Они были названы в честь кораблей, удостоенных кормового Георгиевского флага за выдающее мужество, проявленное их экипажами в бою: линейный корабль "Азов" - флагман российской эскадры во время Наваринского сражения (1827 г.), одержал победу в бою с пятью турецкими кораблями; бриг "Меркурий" выдержал неравный бой с двумя турецкими линейными кораблями (1829 г.)
И.К. Айвазовский. слева: "Сражение при Наварине", фрагмент, 1848; справа: "Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями", 1892
Оба "памятных" крейсера имели одинаковое число мачт и несли сходное парусное вооружение, но три дымовых трубы были только на одном из них - на крейсере "Память Азова".
с открыток по рисункам лейтенанта В.В. Игнациуса. Альбом "Русский флот" (издание вел.кн. Александра Михайловича), 1893
Спущенный на воду в 1888 году, полуброненосный океанский крейсер "Память Азова" был выбран для путешествия наследника престола цесаревича Николая Александровича. Крейсер обогнул Европу и, пройдя осенью 1890-го года через Средиземное море и Суэцкий канал, отправился на Дальний Восток. После отъезда наследника с эскадры в мае 1891-го, "Память Азова" нес крейсерскую службу на Тихом океане. На Балтику корабль вернулся только в октябре 1892-го года. После проведения планового ремонта, "Память Азова" снова отправился на Средиземное море - в качестве флагмана незадолго до этого образованной по решению Главного Морского Штаба российской Средиземноморской эскадры.
В конце 19-го века в Средиземном море постоянно присутствовали, сменяя друг друга, корабли российского императорского флота. Обычно, один-два корабля находились на станции в том или ином порту, в распоряжении российских дипломатических миссий. Как правило, в качестве стационеров использовались канонерские лодки. А для демонстрации военно-морского присутствия регулярно совершались учебные и ознакомительные плавания по всей акватории Средиземного моря небольшими группами кораблей, как Балтийского, так и Черноморского флотов. Помимо боевой учебы российские моряки принимали участие в международных миротворческих операциях - например, во время волнений на Крите в 1897-98 гг.. Доводилось им оказывать и помощь пострадавшим от стихийных бедствий - в 1908 году экипажи кораблей Балтийского гардемаринского отряда, находившегося в учебном плавании, первыми пришли на помощь жителям города Мессина, пострадавшего от разрушительного землетрясения.
моряки с броненосца «Слава» во время спасательных работ в Мессине, 1908 г. Подробнее о спасательной операции на сайте РГАВМФ:
Сирый, С. П.. Трагедия итальянского города Мессины и роль флота в оказании помощи пострадавшим Количество и состав кораблей менялись в соответствии с политической и военной обстановкой в регионе. В 1893-м году помимо крейсера "Память Азова" в состав эскадры Средиземного моря вошли крейсера "Адмирал Нахимов", "Рында" и новый эскадренный броненосец "Император Николай I". Три последних корабля пришли в Средиземное море из Нью-Йорка, где представляли Россию на празднованиях 400-летия открытия Америки. Собравшись вместе у побережья Испании, эскадра в октябре 1893-го года направилась во французский порт Тулон. Туда же пришла и канонерская лодка Черноморского флота "Терец", выполнявшая обязанности стационера в Пирее. Этот ответный визит вежливости (отряд французских кораблей под командованием контр-адмирала Жерве посетил Кронштадт летом 1891 года) кораблей российского императорского флота стал частью торжеств по случаю заключения франко-русского союза. Российским морякам был оказан самый теплый и сердечный прием.
Визит российской эскадры в Тулон, фотография 1893 г.
По окончании торжеств эскадра зашла в порт Аяччо на Корсике, а оттуда направилась в залив Сароникос, к местам основного базирования: гавань Пирея и остров Порос, где российские моряки пользовалась гостеприимством греческих властей .
Большую часть 1894-го года эскадра провела в учениях и походах , а в ноябре "Память Азова" получил срочный приказ о переходе на Дальний Восток, где началась война между Японией и Китаем. Крейсерская служба на Тихом океане продолжалась почти пять лет. Возвращаясь с Дальнего Востока на Балтику, крейсер прошел Суэцким каналом и, после краткого захода в залив Сароникос, навсегда покинул Средиземное море, пройдя 30 марта 1900-го года Гибралтарским проливом. Дальнейшая сложная судьба корабля была связана с Балтикой.
крейсер "Память Азова" в Учебно-Артиллерийском отряде, 1902 год
Таким образом, крейсер "Память Азова" трижды заходил в акваторию Средиземного моря:
- осенью 1890 г.
- с осени 1893 г. до осени 1894 г.
- зимой-весной 1900 г.
Какой же из этих трех заходов мы видим на картине? Ответить на данный вопрос помогает
корабль, изображенный правее крейсера "Память Азова"...