Судьбы их тоже чем-то похожи-2

Jan 20, 2014 17:17


предыдущая серия

Когда?
...Только вождей корабельных и все корабли я исчислю...

Илиада, Песнь вторая. перевод Гнедича

На переднем плане картины изображены три российских военных корабля: два более крупных, с окрашенными в черный цвет корпусами, и один поменьше, белого цвета



фрагмент картины

Проще всего идентифицируется находящийся в центре трехтрубный корабль с тремя мачтами. Под его бушпритом, в носовой части, закреплен на форштевне георгиевский крест.



фрагмент картины

Кораблей с таким знаком отличия в составе российского императорского флота было в конце 19-го века только два: крейсер "Память Азова" и крейсер "Память Меркурия". Они были названы в честь кораблей, удостоенных кормового Георгиевского флага за выдающее мужество, проявленное их экипажами в бою: линейный корабль "Азов" - флагман российской эскадры во время Наваринского сражения (1827 г.), одержал победу в бою с пятью турецкими кораблями; бриг "Меркурий" выдержал неравный бой с двумя турецкими линейными кораблями (1829 г.)




И.К. Айвазовский. слева: "Сражение при Наварине", фрагмент, 1848; справа: "Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями", 1892

Оба "памятных" крейсера имели одинаковое число мачт и несли сходное парусное вооружение, но три дымовых трубы были только на одном из них - на крейсере "Память Азова".




с открыток по рисункам лейтенанта В.В. Игнациуса. Альбом "Русский флот" (издание вел.кн. Александра Михайловича), 1893

Спущенный на воду в 1888 году, полуброненосный океанский крейсер "Память Азова" был выбран для путешествия наследника престола цесаревича Николая Александровича. Крейсер обогнул Европу и, пройдя осенью 1890-го года через Средиземное море и Суэцкий канал, отправился на Дальний Восток. После отъезда наследника с эскадры в мае 1891-го, "Память Азова" нес крейсерскую службу на Тихом океане. На Балтику корабль вернулся только в октябре 1892-го года. После проведения планового ремонта, "Память Азова" снова отправился на Средиземное море - в качестве флагмана незадолго до этого образованной по решению Главного Морского Штаба российской Средиземноморской эскадры.

В конце 19-го века в Средиземном море постоянно присутствовали, сменяя друг друга, корабли российского императорского флота. Обычно, один-два корабля находились на станции в том или ином порту, в распоряжении российских дипломатических миссий. Как правило, в качестве стационеров использовались канонерские лодки. А для демонстрации военно-морского присутствия регулярно совершались учебные и ознакомительные плавания по всей акватории Средиземного моря небольшими группами кораблей, как Балтийского, так и Черноморского флотов. Помимо боевой учебы российские моряки принимали участие в международных миротворческих операциях - например, во время волнений на Крите в 1897-98 гг.. Доводилось им оказывать и помощь пострадавшим от стихийных бедствий - в 1908 году экипажи кораблей Балтийского гардемаринского отряда, находившегося в учебном плавании, первыми пришли на помощь жителям города Мессина, пострадавшего от разрушительного землетрясения.



моряки с броненосца «Слава» во время спасательных работ в Мессине, 1908 г. Подробнее о спасательной операции на сайте РГАВМФ:
Сирый, С. П.. Трагедия итальянского города Мессины и роль флота в оказании помощи пострадавшим

Количество и состав кораблей менялись в соответствии с политической и военной обстановкой в регионе. В 1893-м году помимо крейсера "Память Азова" в состав эскадры Средиземного моря вошли крейсера "Адмирал Нахимов", "Рында" и новый эскадренный броненосец "Император Николай I". Три последних корабля пришли в Средиземное море из Нью-Йорка, где представляли Россию на празднованиях 400-летия открытия Америки. Собравшись вместе у побережья Испании, эскадра в октябре 1893-го года направилась во французский порт Тулон. Туда же пришла и канонерская лодка Черноморского флота "Терец", выполнявшая обязанности стационера в Пирее. Этот ответный визит вежливости (отряд французских кораблей под командованием контр-адмирала Жерве посетил Кронштадт летом 1891 года) кораблей российского императорского флота стал частью торжеств по случаю заключения франко-русского союза. Российским морякам был оказан самый теплый и сердечный прием.



Визит российской эскадры в Тулон, фотография 1893 г.

По окончании торжеств эскадра зашла в порт Аяччо на Корсике, а оттуда направилась в залив Сароникос, к местам основного базирования: гавань Пирея и остров Порос, где российские моряки пользовалась гостеприимством греческих властей .

Большую часть 1894-го года эскадра провела в учениях и походах , а в ноябре "Память Азова" получил срочный приказ о переходе на Дальний Восток, где началась война между Японией и Китаем. Крейсерская служба на Тихом океане продолжалась почти пять лет. Возвращаясь с Дальнего Востока на Балтику, крейсер прошел Суэцким каналом и, после краткого захода в залив Сароникос, навсегда покинул Средиземное море, пройдя 30 марта 1900-го года Гибралтарским проливом. Дальнейшая сложная судьба корабля была связана с Балтикой.



крейсер "Память Азова" в Учебно-Артиллерийском отряде, 1902 год

Таким образом, крейсер "Память Азова" трижды заходил в акваторию Средиземного моря:
- осенью 1890 г.
- с осени 1893 г. до осени 1894 г.
- зимой-весной 1900 г.

Какой же из этих трех заходов мы видим на картине? Ответить на данный вопрос помогает корабль, изображенный правее крейсера "Память Азова"...

Иерусалим, экскусоводы, РДМ

Previous post Next post
Up