Пятница № 22 (138). Шотландский военный мемориал

Mar 11, 2008 12:26




Им везло с самого начала. За те два месяца, пока отмобилизованные эскадроны территориального кавалерийского полка Файф энд Форфар Йеоманри обучали наспех собранных лошадей строевым приемам, война в Европе вошла в такую стадию, что кавалеристам там делать было уже нечего. Поэтому первый год Великой войны они провели, копая траншеи и патрулируя побережье Шотландии. Потом у них забрали лошадей, показали приемы штыкового боя и отправили в Галлиполи. На память о кавалерийском прошлом остались лишь ненужные сабли. Им очень повезло - в лагерях они успели обучить и подготовить больше пулеметных команд, чем было положено по штату. И увезли с собой не три пулемета, а шесть. Как написал в своих мемуарах майор Огилви, в Галлиполи "каждый из этих дополнительных пулеметов был на вес золота". А весил пулемет Льюиса больше 12 кг.



пулеметная команда

Им повезло избежать по дороге штормов и немецких подводных лодок. Им не пришлось высаживаться на берег под огнем. Они прибыли в Галлиполи в конце сентября. Сначала они мучались от мух, дизентирии и нехватки воды. Потом пошли дожди и весь конец ноября они простояли в траншеях по колено в холодной воде. Впрочем, это тоже было везение - у соседнего полка наводнение смыло траншеи и их пришлось рыть заново под обстрелом. В декабре, к моменту эвакуации Галлиполи, от кавалерийского полка, которым они по-прежнему числились на бумаге, в строю оставались 13 офицеров и 190 солдат.



Египет, полевая кухня

Их перебросили в Египет и весь 1916 год они провели охраняя мосты, отдаленные оазисы и устраивая спортивные соревнования с соседями-австралийцами. Между ними и противником лежало 130 километров нейтральной полосы пустыни и единственное, что мешало наслаждаться жизнью в полной мере (кроме изнуряющей жары и однообразной мармеладной диеты, обусловленной трудностями снабжения), были ежемесячные инспекции высшего начальства, приезжавшего проверять состояние оборонительных линий. Каждый раз им приказывали углубить и расширить траншеи. Они брались за лопаты, но за месяц все снова заносило песком.



В начале 1917 года их вывели на переформирование в зону Суэцкого канала и окончательно превратили в пехоту. Отныне они назывались 14-м батальоном Королевских Горцев. Но они не унывали. И даже успевали веселиться



В марте, во время первой попытки прорвать турецкую укрепленную линию возле Газы, новообразованный батальон был назначен в резерв и находился возле Хан-Юниса, где не покладая рук разгружал боеприпасы и продольствие для всей бригады . И не смыкая глаз, охранял все это имущество от расхищения местными "изобретательными и умелыми", как писал Огилви, "ворами".



Египет, оазис Дахла. Пленные бедуины племени Сенусси

Прорвать турецкую оборонительную линию, протянувшуюся от Газы до Беер-Шевы, не удалось и во время второго наступления в апреле. Все лето батальон провел в траншеях.



С редкими перерывами на обед:



После второй неудачи в Газе Египетский Экспедиционный корпус получил нового командующего - генерала Алленби. Несколько месяцев ушло на подготовку новой операции. 31 октября австралийские кавалеристы внезапной атакой захватили Беер-Шеву, угрожая оборонявшимся туркам обходом. Началось наступление по всему фронту.



Карта целиком

14-му батальону снова повезло - их ввели в бой только 6 ноября, когда сопротивление турок стало ослабевать. Во время боя за Тель-Шерия батальон потерял 50 человек убитыми и 187 ранеными, из которых 13 позже скончались. За 7 часов боя они продвинулись на девять километров, преодолели несколько линий обороны противника, захватили 6 полевых орудий, три пулемета и 99 пленных. Своих мертвых они похоронили в зарослях кактуса на захваченном холме. Той же ночью, после недели кровопролитных боев, турецкая армия оставила свои позиции и начала организованное отступление на север, пытаясь оторваться от англичан и стабилизировать фронт.



Батальон отвели к Газе, прислали пополнение и вручили личному составу награды: офицерам - орден "За образцовую службу" (D.S.O.) и четыре "Военных креста" (M.C.), а солдатам пять медалей "За образцовое поведение" (D.C.M)и десять "Военных Медалей" (M.M.).






Но долго отдыхать им не пришлось. Фронт стремительно отодвигался на север и его надо было догонять. 24-го ноября они сделали двадцатикилометровый марш с полной выкладкой. На следущий день предстояло пройти тридцать километров, но им повезло. Вместо берегового сектора у Яффо их решили направить к Рамле и дальше в Иудейские горы. До Рамлы было всего 18 километров. Правда, помимо обычного снаряжения они несли теперь еще и выданные для действий в горах шинели. Но по дороге они удачно попались на глаза главнокомандующему, который распорядился выделить им несколько вьючных верблюдов.



Карта целиком

По мере продвижения в горы росло сопротивление турок. После шести дней непрерывного марша, 14-й батальон занял свое место в дивизионной линии. Сначала они приняли участие в боях за Бейт-ур-эль-Фока (нынешняя 443-я дорога, недалеко от Бейт-Хорон), потом батальон перевели в дивизионный резерв и перебросили южнее, к Кубейбе.

7 декабря 74-я дивизия, в состав которой входил 14-й батальон, заняла турецкие траншеи возле деревни Бейт Икса, а днем позже и Наби Самвил (Неби Самуэль).



(с) _belka Неби Самуэль

Резерв тоже не сидел без дела: боевое охранение, помощь в разгрузке боеприпасов. Успех дальнейшего наступления зависел от организации снабжения и часть солдат 14-го батальона забрали на прокладку дороги. Другой группе повезло больше: пятьдесят солдат с одним офицером направили представлять Шотландию в почетном карауле, который спешно готовили для официальной церемонии занятия Иерусалима.



XVII лист карты P.E.F. Красным подчеркнуты упомянутые в тексте и несколько известных всем иерусалимцам топонимов.

А оставшая часть батальона, чуть больше двухсот человек, под проливным дождем в темноте форсированным маршем догоняла линию фронта, который к утру снова должен был прийти в движение. Выйдя в пять часов вечера из Кубейбы и потеряв несколько мулов, разбившихся при падении на мокрых склонах, батальон к часу ночи пришел в район Бейт Иксы. Утром выяснилось, что им опять повезло - штаб бригады расположился прямо над ними. Взобравшись на 200 метров по склону они успели получить завтрак до того, как началось движение. Это было как нельзя кстати, поскольку они уже несколько дней не получали снабжения и вместо положенного двухдневного рациона и неприкосновенного запаса у них оставался только один НЗ.

Резерву была поставлена задача занять позиции на холме Тель-эль-Фул, господствующем над Шхемской дорогой. Для этого сначала пришлось спуститься в вади Бейт-Икса, потом подняться на холм Эль-Бурдж - около 350 метров перепад высот от дна вади. Потом три километра пологого спуска до деревни Бейт Ханина и крутой подъем на холм с набором высоты 400 метров.



(с) anno_nin Вид с холма Тель-Фул на Бейт Ханину и Наби Самуэль

Им снова повезло. Когда они спускались к Бейт Ханине, находящийся к северо-востоку от деревни холм закрыл их от турецких наблюдателей. Батальон, наступавший справа от 14-го попал под артиллерийский обстрел и понес тяжелые потери. К вечеру их сменили на позициях части второго эшелона и 14-й батальон вернулся к Бейт Ханине.

Там, в небольшой оливковой роще, их ждали все недополученные пайки. Они съели в один присест дневной рацион и, укрывшись шинелями, провалились в сон. Ночью были заморозки и к утру ведра с водой покрыла корка льда. Впрочем, Королевским Горцам это не могло помешать. 11-го декабря они вернулись в лагерь возле Бейт Иксы и получили две недели передышки. Битва за Иерусалим была закончена.

Но война продолжалась. Бои возобновились через две недели. Турки медленно отступали на север, вдоль Шхемской дороги (нынешнее 60-е шоссе) При взятии Бейтании (Бетунии) батальон потерял 9 человек убитыми и 44 ранеными. Взяв очередную линию обороны, приходилось останавливаться для прокладки или восстановления дорог, без которых было невозможно снабжение и артиллерийское прикрытие. От холма к холму, от деревни к деревне. Рамалла, Эйн-Арик, Эйн-Ябруд, Сильвад...



Дорога в Вади Эйн-Арик

Они не дошли вместе с Алленби до Дамасска. В апреле они получили новое назначение. Их корпус перебрасывали во Францию. 1 мая транспорты с Королевскими Горцами вышли из Александрии. Они радовались своей удаче - им повезло уехать до наступления жаркого египетского лета.

На фронте они оказались в конце июня и еще успели повоевать в Европе до прекращения огня 11 ноября. В декабре 1918 началсь постепенная демобилизация, а в июне 1919 года последняя группа 14-батальона вернулась домой.



Дома. Киркоди, 1919

За годы войны батальон потерял 286 человек убитыми и 657 ранеными. Пятеро пропало без вести и двадцать человек попало в плен. Из тех, кто отправился в 1915 году в Галлиполи в списках личного состава осталось четыре человека.



(с) evrikab Церковь Св. Андрея

В 1927 году в Иерусалиме заложили церковь в память о погибших на Палестинском фронте шотландцах. Деньги на ее строительство собирали десять лет по всей Шотландии.

- О самой церкви, истории ее строительства замечательно написал yozhik_ :
http://users.livejournal.com/yozhik_/94451.html

- Фотографии интерьеров можно найти у evrikab :
http://evrikab.livejournal.com/32557.html

- Поэтической историей завещания шотландского короля Роберта Брюса поделилась anno_nin:
http://anno-nin.livejournal.com/28589.html

А это мемориальные доски из церкви (спасибо за фотографии anno_nin):



14-й батальон входил в состав этого полка











Источники:

THE FIFE AND FORFAR YEOMANRY And 14th (F. & F. YEO.) BATTN. R.H. 1914-1919
BY MAJOR D.D. OGILVIE


Sinai and Palestine Campaign

The Fall of Jerusalem, 1917

Руководство по применению ручного пулемета Льюиса, 1917


wwi, Иерусалим, тяпницы

Previous post Next post
Up