Пятница № 34 (103). Эйн-Карем-2

Apr 30, 2007 03:57

После нашей предыдущей прогулки могло сложиться впечатление, в Эйн-Кареме нет ничего, кроме пещер и колодцев. Это, конечно, не так



В Эйн-Кареме, как в Греции, есть почти всё. Во-первых, есть своя Маскабия (Московия)- как называли арабы Горненский православный женский монастырь, основанный архимандритом Антонином Капустиным в 1871 году.

Начальник Русской Духовной Миссии в Святой Земле с 1865 года, специалист по библейской археологии и византийской живописи, знаток греческого языка, писатель, дипломат, умелый инициативный хозяйственник, Антонин Капустин сам, по преданию, построил первый дом в Горней - для русской паломницы Павлы, которая пожаловалась ему на гиену, приходившую по ночам к пещере, где Павла жила отшельницей.




Слева портрет работы академика Кошелева, конец 19 века. Справа бюст работы академика Церетели, конец 20 века. В самом деле, какая же Московия без Церетели? Один из трех скульптурных портретов начальников РДМ работы Зураб Константиновича.

Подробней о жизни архимандрита Антонина можно почитать в статье О. Л. Церпицкой, опубликованной в журнале "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости" (2000):

"Благоустраивая Горненский участок, Начальник Миссии мечтал устроить там приют для тех паломниц, кто хотел окончить дни свои на Святой Земле, "образцом которому должен был послужить устав древнего скитского жительсва, в основу которого будут положены тайноводственные слова вдохновенной иконы Богородицы". Все земельные владения в Горней были разбиты на маленькие участки, где насельницы должны были строить келью и устраивать при ней садик, переходившие ей в пожизненное владение с правом передачи по наследству другому лицу, после смерти которого участок отходил к Миссии. Келья могла быть построена и украшена исключительно по вкусу насельницы, без каких-либо обязательных правил, что особенно привлекало паломниц. Отец Антонин сам составил подобные правила для живущих в Горней (данные общине в январе 1886 года), насельницы подчинялись непосредственно ему; единственными местами, где встречались отшельницы, были храм и трапезная. Этот уклад изменился после смерти архимандрита Антонина, так как домики начали продавать, и в обитель проникли посторонние, были назначены "старшие сестры", пожалованные наперстными крестами.

Стараниями отца Антонина Синод установил праздник "Целования", совершаемый и в наши дни 30 марта, если Благовещение не совпадает с Лазаревой субботой, Страстной седмицей и первыми пятью днями Пасхи, когда праздник переносится на пятницу Светлой недели); с крестным ходом икона Благовещения переносится в Горнюю. Крестный ход из Горней встречает чтимый образ иконой Целования Богородицы с праведной Елисаветой, и он остается в обители до 24 июня в память пребывания Божией Матери. Архимандритом Антонином написана служба на этот праздник, утвержденная указом Синода № 2416 от 5 августа 1883 года."

Церковь в Горненском, построенная до утверждения православным Синодом специального праздника, посвященного встрече Марии с Елизаветой, была освящена во имя Казанской иконы Божьей Матери.




Литография 1883 года



Возле церкви находится камень, с которого, как верили местные арабы в 19 веке, Иоанн Креститель произнес свою первую проповедь.



Впрочем, поклоняться камням - не самый верный путь служения Господу, как заметила сестра Мария, наша провожатая по монастырю. Она была к нам очень благожелательна, несмотря на то, что мы оторвали от её утренней трапезы, и говорила с замечательным польским акцентом (какая же Московия без поляков?) От сестры Марии мы узнали о том, что в конце девятнадцатого века каждая из насельниц должна была вырастить на своем участке несколько деревьев. Для полива использовали дождевую воду, которую собирали в вырубленную в скале цистерну или ходили вниз, к источнику Марии. В каждом домике был свой самовар. Самовары топили кипарисовыми шишками, дающими сильный жар и приятный запах. Строгие монастырские правила разрешали насельницам использовать только шишки со своего участка. Поэтому в Горнем до сих пор так много кипарисов. А вот самоваров не осталось совсем, да и домики поделены на кельи "поровну". Сестра Мария получила для нас благословение игуменьи Георгии, нынешней настоятельницы монастыря, подняться к уже достроенному, но еще не освященному собору в верхней части монастыря.






Строительство собора началось еще до Первой Мировой войны, стараниями архимандрита Леонида Сенцова. Почти сто лет он простоял недостроенным. После празднований двухтысячелетия возвели купола, а недавно закончили отремонтировали внутренние помещения. Храм будет освящен в честь Всех Святых в Земле Российской просиявших. Все уже готово к сооружению иконостаса и росписям, а пока чистые стены замерли в ожидании:




Пещерный храм Иоанн Предтечи, открытый в 1987 году и прилегающий к территории католической церкви Встречи, находится в аварийном состоянии и попасть туда нам не удалось. Интересно, что в православной традиции именно это место считается местом, где находился дом Захарии и Елизаветы. Согласно католической традиции, дом Захарии находился на противоположной стороне долины - там, где сегодня находится монастырь францисканцев.



Следующая наша остановка была в монастыре "Нотр Дам де Сион".



Его основал в 1861 году Мария Альфонс Ратисбон. Внук еврея - министра финансов у Людовика XVI, юрист по образованию, деловой партнер в семейном банковском бизнесе, атеист по убеждениям (особенно после того, как его старший брат Теодор крестился), Ратисбон отправился в 1841 году в поездку по Востоку, чтобы скоротать время до совершеннолетия свой невесты. По дороге, 20 января 1842 года, во время посещения церкви S. Andrea delle Fratte в Риме ему было видение Девы Марии.





Ратисбон принял католицизм, в 1847 году был рукоположен в священники и даже вступил в орден иезуитов, из которого позже вышел (по крайней мере, официально), чтобы целиком посвятить себя миссионерской работе среди евреев и упрочению созданного им вместе с братом ордена Сестер Сиона. Он купил участок на Виа Долороза и основал там в 1856 году монастырь Сестер Сиона (см. прогулку #64). 20 января 1860 года, через 18 лет после крещения, Ратисбон приехал в Эйн-Карем, чтобы выбрать участок для строительства приюта для девочек (приют Св. Петра для мальчиков, основанный Ратисбоном позже, находился у Яффских ворот). Необходимость в сиротских домах вскоре стала особенно острой к концу 1860 года, после резни, которую устроили друзы маронитам в Южном Ливане. Место для монастыря указала радуга, соединившая источник Марии, у которого стоял Ратисбон, с уступом горы на восточном склоне долины. Так традиционный еврейский символ завета между Б-гом и людьми помог выбрать место для католического монастыря.



Выбрать участок было просто, а вот купить - сложнее. Вот что рассказывает об этой сделке Моше Амирав в 61 номере журнала "Ариэль", полностью посвященного Эйн-Карему (октябрь 1988) Местный богач Хана Карло, владевший землей, запросил за участок 200 тысяч франков. Ратисбон вспомнил о своих корнях решил действовать в обход. Вскоре к Хана Карло обратился ливанский купец Матиас Мар'ом (מתיאס מרהום) с рекомендательным письмом от иерусалимского губернатора. Отказать покупателю при наличии такого письма было невозможно. Участок был продан за "символические" 70 тысяч франков. Какого же было удивление папы Хана Карло, когда через неделю выяснилось, что еще в день продажи, ливанец перепродал участок Ратисбону.

Думаю, бедный Карло удивился бы еще больше, если бы прочитал, что пишет в своей статье, процитированной выше, О. Л. Церпицкая

Эти земли, называемые еще Айн-Карем, избрал для своей деятельности латинский миссионер из крещеных евреев Ратисбон, основатель конгрегации Сионских сестер. Обладая огромными материальными средствами, он выкупил у арабских насельников участки земли, названные "Magnificat", где была устроена школа для детей, часовня и монастырь в честь Рождества Предтечи. Ратисбон хотел со временем присовокупить к католическим владениям и восточную часть холма, но архимандрит Антонин пресек это намерение. На холме находился дом, принадлежавший арабу-католику, драгоману французского консульства, Ханна (Иоанну) Карно Джелляду. Хозяин предложил свои владения Ратисбону, но запросил за них 200 тысяч франков. Миссионер вынужден был воздержаться от покупки, а озлобленный на него Джелляд обратился к отцу Антонину, снизив цену до 70 тысяч. Сделка состоялась 15 февраля 1871 года, и ходжет (купчая) был составлен на имя Халеби. Но покупке предшествовали долгие переговоры, связанные с невозможностью Миссии выплатить всю сумму. П.П. Мельников, вызвавшийся найти в России деньги для покупки участка, делал все возможное, но удалось собрать лишь 20 тысяч рублей (две трети требуемой суммы). Джелляд уступил, и участок перешел в собственность отца Антонина.

Такое впечатление, что 200 тысяч у Джелляда-Карно была стандартная "первая" цена на все участки, а 70 тысяч - тот минимум, до которого можно было опускать цену. Впрочем, это не окончательная версия. На сайте "Православный паломник в Святой Земле" Павел Платонов пишет следущеее:

В 1871 году отец Антонин покупает участок у бывшего драгомана французского консульства Ханна Джельяда вместе с двухэтажным домом и садом. Архимандрит Никодим Ротов в своей книге «История РДМ в Иерусалиме» пишет, что участок был приобретен за 55 тысяч франков, известный российский историк и палестиновед Николай Николаевич Лисовой пишет, что за 4 тысячи наполеондоров (порядка 20 тысяч рублей серебром) плюс «орден от русского царя». Однако, средств у отца Антонина не хватало и был создан специальный комитет для сбора средств во Главе с Павлом Петровичем Мельниковым бывшим министром путей сообщения и членом государственного совета. Значительные суммы пожертвовали владелец металлургических заводов в Санкт-Петербурге Путилов, Поляков, владельцы известных гастрономов братья Елисеевы, а также К.Ф фон Мекк - муж Надежды Филаретовны, друга и покровительницы П. И. Чайковского.

Почему Джельяд продает участок архимандриту Антонину остается неизвестным, ведь в то же время католики рядом находящегося монастыря и приюта предлагали Джельяду гораздо большую сумму. Также странны обстоятельства смерти Джельяда после покупки участка. Архимандрит Никодим пишет, что Джельяд был убит на следующий день после оформления документов. Н. Н. Лисовой приводит ссылки из книги Секретаря ИППО В. Н. Хитрово, что Ханна-Карло Джельяд был убит через несколько дней. Все были уверены, что отставного драгомана отравили католики: узкий клин францисканского монастыря оказался со всех сторон окружен владениями русского архимандрита.

Поневоле задумаешься, что же у Сестер Сиона в бассейне



Отравление - это иезуитский почерк. Вот только непонятно, зачем Ратисбон ждал десять лет, прежде чем попытаться купить еще и Горненский участок. А также почему драгоман французского консульства не может найти общий язык с парижанином. Задачка с многими неизвестными для одного известного бельгийца (не Ван Дамма)

Умер Ратисбон 6 мая 1884 года и похоронен на кладбище в "Нотр Дам де Сион"



Глядя на дело рук этих двух святых людей (Ратисбон - официально признанный католический святой), понимаешь, что настоящий мужчина должен успеть в жизни посадить дерево и основать женский монастырь. А когда смотришь на их лица, в голову лезут самые удивительные "теории конспирации"




Да что там жалкое отравление из-за денег! В пасторальном Эйн-Кареме иногда кипят страсти и похлеще. Ромео, Джульета и Шекспир нервно курят в сторонке. В 1928 году, когда арабы - жители Эйн-Карема участвовали в еврейских погромах в соседнем Бейт-Вагане, араб-христианин Джибра Фрэнсис Рахиль на белом коне умыкнул из еврейского квартала Махане-Йехуда юную красавицу Аллегру, дочь Нахума Бло, главного еврейского могильщика Иерусалима. Два года молодые прятались в Вифлееме. Потом Аллегра крестилась и они смогли вернуться в Эйн-Карем, к родителям Джибры. Нахум Бло отсидел траур по дочери и больше никогда о ней не говорил.

Сейчас в доме туристический центр "Библейские времена". За умеренную плату вам расскажут и покажут, как в эти самые времена веяли зерно, как набирали воду из колодца, как хоронили:



и распинали:



После 1948 года, когда на место арабских беженцев пришли еврейские репатрианты из Северной Африки и Йемена, в комнате Аллегры устроили синагогу "Тикватейну". Здесь мы и закончили нашу прогулку






П.С. за фотографии, использованные в отчете огромное спасибо:

levrrr: http://www.pbase.com/levrrr/ein_karem
tapushka: http://tapushka.livejournal.com/19403.html
jeack: http://jeack.livejournal.com/32660.html
_bees_: http://users.livejournal.com/_bees_/36439.html

П.П.С. и еще фотографии: takaya1: http://takaya1.livejournal.com/1294962.html

тяпницы

Previous post Next post
Up