Оригинал взят у
stas_makarov_lj в
Правительство совершенствует электронный документооборот Невзирая на все перестановки в верхах, общий тренд на развитие электронного документооборота в органх госвласти сохраняется, что не может не радовать всех участников рынка.
Недавно принятый документ, Постановление Правительства от 6 сентября 2012 г. №890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти» подтверждает это. Ведь какие-бы новые продукты и технологии ECM не появлялись на рынке, без изменений в нормативно-правовой базе им не найти дороги к широкому потребителю.
Читаем документ подробно...
В принципе, ничего драматического не происходит, идет рабочий процесс постепенного воспринятия технологий электронного документооборота в широких слоях пользователей. Если энтузиасты и ранние последователи новых технологий находили смелость как-то обходить существующие законодательные барьеры, где-то рисковать, а где-то выкручиваться или чаще соглашаться на неизбежные дополнительные расходы и дублировать электронный документооборот на бумаге, то для основного большинства такая стратегия неприемлема.
Когда какая-то технология выходит на уровень мэйнстрима (а это сейчас и происходит с электронным документооборотом), то работать с ней при помощи каких-то ухищрений, «костылей», невозможно. Для основной массы потребителей все должно быть четко и ясно.
Собственно это и устанавливает первый пункт данного постановления, который утверждает изменения к целому ряду нормативных документов. Изменения, в общем-то, однотипны, в текстовом редакторе это можно было сделать за одну операцию - «Найти и заменить», что-то вроде:
"Проект нормативного правового акта и нормативный правовой акт создаются на бумажном носителе или в форме электронных документов (за исключением случаев, когда проект нормативного правового акта и нормативный правовой акт содержат сведения, составляющие государственную тайну).";после абзаца седьмого дополнить абзацем следующего содержания:"Проект нормативного правового акта, созданный на бумажном носителе, визируется собственноручно руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем, а созданный в форме электронного документа, - указанным руководителем (его заместителем) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направляется на согласование и для получения заключения в случаях, установленных настоящим пунктом.";
То есть, везде, где в нормативных документах есть прямое упоминание бумажных носителей, появляется альтернатива в виде электронных документов. (Наконец-то!)
При том, что закон «Об электронной подписи» уже уравнял в правах электронный и бумажный документ, признав равнозначность собственноручной и электронной подписи. Однако, чиновникам нужны дополнительные и сугубо конкретные указания, действовать из чисто логических соображений не в их правилах.
По стопам Моисея
Моисей сорок лет водил израильский народ по пустыне. Переход к электронному документообороту начался где-то двадцать лет назад или даже чуть больше - Компания ЭОС, один из ветеранов рынка СЭД недавно отметила свое - Х-летие.
И теперь, согласно п.2 ПП № 890, переход на обмен электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти между собой и с Правительством Российской Федерации необходимо завершить до 31 декабря 2017 г. (Опять же, если чиновники успеют, что не факт.)
В сумме срок получается немалый, почти как у Моисея. За это время к управлению как раз успеют прийти люди, родившееся в эпоху, когда телефоны перестали быть похожи на лейку душа, для которых компьютер является не пугающей диковиной, а сначала любимой игрушкой, потом привычным средством коммуникации, развлечения и получения любой нужной информации.
Секретность - последний оплот сторонников бумаги
Из-под действия этого постановления выведены все документы, содержащие сведения, составляющие гостайну. В целом это прискорбно, ибо технические решения по электронному документообороту, прошедшие все необходимые сертификации и аттестации для работы с государственными секретами уже существуют и эксплуатируются во многих силовых ведомствах.
Потому что остается необходимость работы с бумажными документами, хотя бы только с секретными. Но это значит, что ведомствам придется сохранять всю инфраструктуру для работы с бумагой и скорее всего, пользователям придется работать в двух системах, в секретной и в несекретной, которые будут иметь разный интерфейс и разную логику, так как они будут от разных разработчиков.
А учитывая любовь чиновников к секретам, можно прогнозировать, что эта ситуация будет сохраняться весьма долго.
Проблема же заключается в том, что отсутствие единообразия в работе с документами будет служить источником дополнительных издержек и рисков возникновения ошибок и потерь времени на стыках, поскольку бизнес-процесс в целом может быть открытым, но некоторые отдельные документы могут быть с грифом - в этом случае все дело сразу застопориться до приезда фельдегеря, как в старые времена.
Заключение
Невзирая на отдельные моменты (только бумага для секретных документов и довольно долгие сроки), следует признать, что ситуация развивается поступательно. Электронный документооборот становится повседневной реальностью.
Значит, мы не зря вместе с вами работали все это время, дорогие коллеги!