Телекоммуникационная составляющая Системы-112. Экспертные мнения

Nov 15, 2012 17:20

Владимир Румянцев, технический директор ООО «МФИ Софт»

Требования к системному проекту в значительной мере определяются его спецификой. Телекоммуникационная составляющая Системы 112 состоит из двух основных компонентов. Первый - это специальный узел связи, обеспечивающий присоединение операторов, от абонентов которых необходимо обеспечить прием экстренных вызовов. Второй компонент - центр обработки вызовов (ЦОВ) Системы 112 с рабочими местами операторов.
Узел связи, базирующийся на современной технологии, должен обладать специальным функционалом - способностью обращаться к базам данных операторов за дополнительной информацией по полученному вызову, такой как адрес установки телефона, координаты мобильного устройства и т. п. Это та информация, которая в «классическом» (основанном на TDM) УСС не передается, хотя она важна для МЧС. На базе технологии IP передачу такой информации можно организовать очень оперативно, сразу при поступлении вызова на УСС, особенно если у оператора внедрены LBS - услуги на базе текущего местоположения.
Очень важно, чтобы узел и ЦОВ были тесно интегрированы, фактически работали как единое целое. В связи с этим было бы оптимально, чтобы узел связи и ЦОВ изначально представляли собой единое решение, которое можно разнести территориально и логически. При этом узел связи из практических соображений лучше разместить у оператора, там, где есть необходимая инфраструктура и опыт эксплуатации, а центр обработки вызовов может находиться непосредственно в службе МЧС.


Илья Белкин, руководитель направления «Система 112» ЗАО «РОН-Телеком»
Телекоммуникационная часть Системы 112 является элементом сети связи общего пользования (ССОП), поэтому требования не должны существенно отличаться от требований к системным проектам ССОП, определённых приказом Мининформсвязи №18 от 13.02.2008 г. Системный проект должен включать: анализ существующей сетевой инфраструктуры в данном субъекте РФ; описание этапов реализации проекта; схему организации связи;схему прохождения экстренных вызовов; расчёт пропускной способности каналов; расчёт показателей надёжности; требования к узлам связи сетей фиксированной и подвижной связи; требования к сетям связи для обеспечения передачи информации о вызывающем абоненте (номер, адрес, местоположение).
В соответствии с Концепцией создания Системы 112, финансирование системных проектов должно осуществляется из бюджетов субъектов РФ.

Иосиф Мазин, директор по развитию бизнеса компании «ИскраУралТЕЛ»
Требования к системному проекту должны включать, как минимум:
Количество центров обработки вызовов (ЦОВ-112) в регионе, уровень централизации информационных подсистем Системы 112. Этот раздел должен базироваться на анализе региональных особенностей и уровня развития инфраструктуры связи в регионе. Нельзя сравнивать экономико-географические и социальные характеристики, например, Красноярского края и Липецкой области;
Архитектура сети, точки взаимодействия ССОП (для каждого из операторов в регионе) с ЦОВ-112, перечень реализованных в ЦОВ-112 типов обрабатываемых сообщений граждан о происшествиях, например, SMS, FAX и т.п.;
Схема организации связи, способ, состав и формат передачи информации о месторасположении терминала вызывающего абонента, а также данных абонирования этого терминала. Если появятся регулирующие документы, стандартизирующие эти вопросы, их можно будет опустить;
Расчет надежности и доступности по каждому из ЦОВ-112 с учетом предлагаемой схемы маршрутизации. К этой же группе вопросов следует отнести уровень функциональной независимости удаленного клиента ЦОВ-112 (размещаемого в районной ЕДДС или в ДДС службы) в процессе обработки вызова.
По решению Президиума Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ от 29.09.2010 г. в настоящее время готовятся предложения по финансированию внедрения Системы 112 из ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации» и бюджетов субъектов РФ на условиях софинансирования. По моему мнению, системные проекты должны финансироваться именно из бюджета региона, так как там закладывается соответствие системы местным условиям.

Александр Бреганов, руководитель проектов ООО НТЦ «Протей»
Телекоммуникационная часть является одной из важнейших составляющих проекта создания Системы 112. Она должна в первую очередь учитывать анализ имеющейся телекоммуникационной инфраструктуры конкретного региона. Базируясь на этих данных, необходимо принимать решения о технологиях передачи информации при построении Системы112, а также о масштабах развития и переоснащения как корпоративных сетей связи субъекта, так и региональной ССОП.
Разработка системных проектов может финансироваться в равной степени, как из местного, так и федерального бюджета. Хотя, по моему мнению, использование бюджета субъекта федерации целесообразнее с точки зрения участия, контроля и ответственности местных властей при разработке проекта.
Как внедрение системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб скажется на организационной и технической структуре операторов связи? От чего будет, по Вашему мнению, зависеть характер и масштаб возможных изменений?

Владимир Румянцев
В рамках внедрения Системы 112 от оператора требуется обеспечить службам МЧС доступ к определенной информации об абоненте. Учитывая, что практически в 100% случаев данная информация уже есть у оператора в системе учета, и, более того, операторы мобильной связи все шире используют ее для предоставления персонифицированных услуг класса LBS, изменения в технической структуре для операторов должны быть минимальны.
В плане организационных изменений очевидно, что процессы передачи информации от оператора в МЧС должны быть согласованы с действующим законодательством.

Илья Белкин
Сложившиеся способы построения сетей связи и систем обслуживания экстренных вызовов уходят корнями ещё во времена расцвета аналоговых систем коммутации и поэтому требуют существенной модернизации с учётом эволюционного развития технологий связи. Система 112, как одна из критически важных услуг связи, несомненно, будет диктовать свои специфические требования к сети связи оператора (резервирование, время установления соединения, интерфейсы взаимодействия и пр.), которые будут являться мощным стимулом её модернизации.
Характер и масштаб изменений будет определяться новыми нормативно-правовыми актами, регламентирующими способ построения сетей связи вообще и Системы 112 в частности.

Иосиф Мазин
Прежде всего, появится унификация в схемах организации связи и используемых типах систем сигнализации, особенно в сельских сетях и при присоединении УАТС. Будет достигнут прогресс в достоверности передаваемой информации о номере вызывающего абонента, что приведет к некоторому снижению «переливов трафика» и к улучшению работы СОРМ. Шире будут использоваться схемы альтернативной маршрутизации в целях повышения доступности и надежности сети в целом. И, наконец, несколько более активно будут внедряться интерактивные автоинформаторы, в том числе и с распознаванием речи.
Что касается организационных изменений, то в связи с необходимостью передачи данных абонирования и размещения терминала повысится роль баз данных технического учета и биллинга, что может стать хорошим толчком в развитии небольших операторов. Если будет принято решение о применении к Системе 112 механизма универсального обслуживания с наименованием услуги «доведение вызова Системы-112 от сети местной телефонной связи к ЦОВ-112», наличие оператора, выигравшего лот на оказание данной услуги, может изменить организацию присоединения сетей электросвязи в регионе. Вообще, технологически целесообразно замкнуть решение всех технических вопросов присоединения на одного оператора (скорее всего, «занимающего существенное положение…»), что позволит обеспечить необходимый уровень компетенции при внедрении Системы.
Что касается второй части вопроса, то все будет зависеть от решений регулятора, контроля их исполнения и принятых механизмов финансирования построения Системы 112.

Александр Бреганов
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер подразумевает взаимодействие если не со всеми, то с большинством операторов связи, как стационарной, так и подвижной.
Необходимо подготовить пакет нормативных документов, регламентирующих взаимодействие служб экстренного реагирования с операторами связи, в том числе, для определения номера вызывающего абонента, передачи его местоположения, информирования абонентов о чрезвычайных ситуациях и пр. Вероятно, операторам мобильной связи придется поработать вопрос определения местоположения абонента по запросу операторов Службы 112 либо автоматически, при совершении вызова абонентом на эту службу. Возможно, они должны будут доустановить какое-либо оборудование, или обеспечить доработки имеющегося, с тем чтобы соответствовать требованиям.
Операторам фиксированной связи, предоставляющим инфраструктуру для построения наложенных сетей, также придется задуматься об обеспечении необходимого уровня надежности и резервирования, например, сетей передачи данных
С большой долей вероятности можно утверждать, что операторам связи придется внести некоторые изменения как в организационную, так и техническую структуру, масштаб которых будет зависеть от требований, сформированных совместно со службами экстренного реагирования.

Источник: http://www.mfisoft.ru/about/publications/2011/telekommunikatsionnaya-sostavlyayushchaya-sistemy-112

В Ульяновске также планируется создание подобной системы.

Previous post Next post
Up