Про ГКЧП, как я это помню...

Aug 19, 2011 00:13

В 1991 году мне исполнилось 25 лет.
Я был студентом 6-го курса заочного отделения юрфака Ростовского государственного университета, работал юрисконсультом на одном из довольно крупных предприятий города, являлся депутатом Городского Совета народных депутатов, был зам. председателя комиссии по законности и охране общественного порядка, ну и являлся комсомольцем, как и большинство молодежи моего возраста.

В Горсовете нашего созыва тогда существовала секция, которая называлась, по моему "Народный депутат". То есть как бы весь деп. состав делился на коммунистов, которых было большинство и тех, кто в их блок не входил. То есть, как бы, оппозиция.
Вот в нее входили все, вне зависимости от партийной принадлежности. Были там социал-демократы и их лидер городской, были и беспартийные, комсомольцы и даже коммунисты. Хотя последние, как мне думается, выполняли функцию шпиенов.
Ну вот я состоял в этой группе, а потому хорошо знал и был ессно знаком с социал-демократами и лично с их лидером, экономистом, преподавателем одного из ВУЗов нашего города.
Умнейший и интереснейший человек.

Экономическая ситуация была ужасной, тотальный дефицит товаров, карточки на продукты питания и другие "прелести".
Тут еще в начале 91-го Павловская денежная реформа.
Короче, население уже ни в какую перестройку не верило, открыто ненавидели Горбачева и всю проводимую им политику, отрицательно относились к кооперативам, которые в условиях товарного дефицита задирали непомерно цены на товары и уже с тоской вспоминали времена брежневского застоя и Андропова.
К Ельцину, думаю, что большинство, относились ни так и не сяк. Скорее безразлично.
И вообще к демократам относились как к бузотерам, которые чего-то хотят и сами не знают чего.
Ну я, конечно, не разделял мнения большинства и считал, что надо активно строить капитализм и полумеры, предпринимаемые Горбачевым, только ухудшали и без того тяжелую ситуацию. Поддерживал дем.платформу и с большой симпатией относился к Ельцину и к его сторонникам.

День 19 августа 1991 года я помню хорошо.
Это был понедельник. И я как обычно утром пошел на работу, где и узнал о том, что Горбачева типа сняли и его пост временно занял вице-президент Янаев, что все передачи отменены, идут только информационные выпуски, а между ними балет.
И настроение у всех было, кстати, такое, что мол ... наконец-то. Может хоть порядок наведут и кооперативы прикроют.
Я в легком шоке. Думаю, ну пипец, щас опять коммунизм строить начнут.
Меня начальник юр.отдела отпустила в Горсовет разузнать поподробнее, что там и как. Ну и я ж ессно это предложение принял и понесся в Горсовет.
Еду и думаю, ну сейчас там наверное все депутаты, идет срочный созыв сессии.
Приезжаю в Горсовет, а там никакой суеты, никакой внеочередной сессии и не намечается и никто ничего не знает.
Я к социал-демократам в офис.
Там мне вкратце рассказали, что переворот в стране, что их лидер сейчас срочно уехал в Москву и они сами ожидают от него подробностей. Говорят: Приезжай вечером. Он обещал поездом последние известия передать.
По дороге до трамвая прохожу мимо государственного продуктового магазина, а там очередь, хвост аж на улице.
Спрашиваю, что дают? Отвечают: "шикаладки".
Вот уж во истину для нашего города шоколад уже лет пять как был ШИКаладками.
Думаю про себя: Вот ссуки! Спецом прятали товар от народа, а теперь выкинули, типа, новая власть пришла и вот сразу результат.
Лечу домой, включаю телевизор ... Нихера. Лебединое озеро.
Потом информационный выпуск. И там о приостановке издания газет, журналов, кроме двух или трех газет. По-моему оставили Правду, Известия и Труд.
Началось!- думаю.
Жду вечера, как Бога.
Вечером несусь к социал-демократам. Они там уже какие то листовки раздают. Суетятся.
Получил последние новости, что ситуация почти критическая, в Москву ввели танки и войска, что народ вышел на улицу тысячами и строит баррикады.
Ельцин еще не арестован, но есть опасность.
Обратился напрямую к народу поддержать российскую власть и законноизбранного президента страны.
Суют мне листовки, говорят: Если можешь, расклей. Ты депутат, мол, тебя не тронут.
Взял. Уже почти ночью приехал домой и пошел расклеивать листовки по домам, столбам, магазинам.
А сам уже про себя: Завтра же в Москву, на баррикады!
Утром 22-го чуть свет понесся на вокзал, взять билеты на Москву. Нет билетов.
Я депутатское удостоверение им сую.
Билетов нет.
Я к знакомому. Он мне: В Москву не пускают. Так что даже не рыпайся. Ничем помочь не могу.
Что делать? Поехал опять к социал-демократам.
Те митинг готовят на центральной площади. Вот молодцы, нифига не боялись.
Заскочил в Горсовет, там "по секрету" узнал информацию, что к городу, на всякий случай, стягивается бронетехника из ближайших воинских частей и уже стоит у входа в город.
Я на площадь.
Там уже социал-демократы через громкоговоритель митинг начали. Народ стал стягиваться. Милиция тоже, но скорее даже с целью послушать последние известия. А может и приказ получили такой. Не знаю. Но проводить митинг не мешали.
Социал-демократы рассказывали, о том, что происходит в Москве, про путч, что нужно поднимать народ и вести его к Горсовету, требовать не подчиняться ПУТЧистским приказам, устраивать забастовки. То есть нифига не стеснялись.
Народ в своем большинстве, как я помню, слушал с интересом, потому как вообще не получал никакой реальной информации, но и так, что б прям активно выражал свое одобрение или поддержку социал-демократам, я так тоже бы не сказал.
Периодически кто-то, что-то выкрикивал из толпы, то один, то другой, то за ГКЧП, то против него. А так в основном молча впитывали информацию.
Правда, когда слово брал какой-нибудь коммунист и начинал говорить, что все нормально, что никакого путча нет, что нужно поддержать вице-премьера, то его начинали почти сразу освистывать из толпы.
Я ж тоже пробрался к рупору гласности и, зная информацию про войска и бронетехнику, и что в случае какого-нибудь чего ее двинут в город и может все закончится арестами протестующих, выступил в поддержку позиции социал-демократов, но при этом попросил не двигать народ к Горсовету, так как Горсовет еще и сам не выработал никакой позиции, что я, как депутат, обещаю, обратится с инициативой созыва внеочередного заседания Горсовета на котором поднять этот вопрос и таким образом выработать единое мнение и позицию Горсовета ко всему происходящему и к ГКЧП в частности.
Не знаю, прав я был тогда или нет. Но вот тогда я так считал.
Собрались группой депутатов, пошли в Горсовет решать вопрос о проведении экстренного заседания Горсовета. Нам сообщили, что уже итак в самое ближайшее время готовится такое заседание, о дате и времени сообщат дополнительно.
21-го ситуация уже как бы переломилась и появилась уверенность в том, что путч у ГКЧПистов не получился.

Потом победа и как то в этой эйфории ускользнул вопрос о внеочередной сессии.
Недели через три, наверное, когда все уже стихло, получаю приглашение на заседание Горсовета.
В числе прочих вопросов повестки дня и вопрос об отношении Горсовета к ГКЧП.

Думаю: Ну прям пипец как оперативно у них чрезвычайные сессии созываются.
В назначенное время пришли на заседание. Другие вопросы быстренько так проскочили и подошли к главному вопросу.
В списке выступающих одни коммунисты.
Социал-демократов секретариат в список не вносят.
Выступающие вещают, что, мол, никогда не поддерживали ГКЧП и даже и в мыслях не было такого, мамой клянутся. А потом такая тема. Что мол мы обеспечивали порядок во время ПУТЧа, занимались работой, а эти горе демократы, типа, только и знали, что народ мутить. И что, мол, мы герои, а демократы чуть ли не играли на руку ГКЧП.
Я сидел и просто чумел.
Потом уже чувствую, что башню от гнева и возмущения срывает. Тяну руку для выступления.
Не знаю, может потому, что я был зам пред комиссии по законности и правопорядку, а может по какой другой причине, но мне слово для выступления дали.

Ораторствую, ну, типа, вы вообще коммунисты охерели. Мужики, рискуя своей свободой, открыто, когда еще абсолютно не было ясно, чья сторона победит, активно выражали свою позицию, распространяли информацию, провели митинг в городе, боролись.
А что сделал в это время Горсовет?
Притаились и переждали. И ШИКаладки в магазинах появились откуда то.
Ну и разные изобличительные тра-та-та.
И завершаю свое выступление заявлением, что, мол, в связи с тем, что в трудный для Родины момент, Горсовет, а стало быть в целом весь депутатский корпус не выразил своего отношения к ГКЧП, может потому что струсили, может потому что тайно поддержали его, не оправдал высокого доверия избирателей, а потому должен самороспустится, после чего должны быть назначены новые выборы.
И начать самороспуск предлагаю с себя.
Снимаю депутатский значок, достаю деп. удостоверение и кладу на стол Председателю горсовета, после чего гордым шагом двигаюсь на выход.
Тишина в зале гробовая. Слышу только свои шаги по ковровой дорожке.
Больше я в Горсовет не ходил. Не знаю, последовал ли кто-нибудь моему примеру или нет.
Горсовет конечно не распустился, а продолжил работать.

Вот такие воспоминания двадцатилетней давности.
Previous post Next post
Up