Недосказанное волшебство Владимира Захарова.

Feb 20, 2019 13:00



“Я забыл где я нахожусь. Может, я тоже такая кукла? Может мы все такие?”

Рафаэль Агланян. Заслуженный художник РФ о театре живых кукол Владимира Захарова.

До боли печально, когда мир покидают творческие гении. Вдвойне печально, когда уходят самые недооцененные из них. 1 февраля, не дождавшись пожарных, Владимир Захаров, основатель уникального в своем роде Театра живых кукол “2+Ку” принялся самостоятельно тушить пожар в кукольной мастерской, пытаясь спасти своих кукол. Очевидцы говорили, что зайдя в мастерскую, охваченную пламенем, он через какое-то время вышел, попросил воды, зашел обратно. И всё! Владимир Захаров сгорел вместе с собственным театром, который строил своими силами. Какая же это беда узнать о столь выдающемся человеке только после его смерти. Сколько чуда, радости, детства он дарил жителям и гостям Томска, сколько мог подарить всем нам, если бы о нем говорили не только в разовых передачах на канале “Культура”, но глобальнее, хотя бы в перерывах от набивших оскомину вечных разборок на крупных телеканалах. Может быть, увидев то, что создавал Захаров, то добро, сквозь призму которого он транслировал свой мир, эти взрослые циничные дяденьки вспомнили бы о своем внутреннем ребенке и немного подобрели, а может сегодня добро и свет настолько минимизированы, что такие люди как Владимир обречены на то, чтобы при жизни дарить этот самый свет локально, насколько хватает собственных сил и средств. Оскорбительный парадокс нашего времени. Горящие глаза каждого, кто хоть раз видел его спектакли и абсолютное равнодушие тех, кто был в силах популяризировать талант Владимира Захарова и помочь театру живых кукол “2+Ку” дарить волшебство гораздо большему количеству людей. Хотя, конечно, создатель театра, может и не хотел этой “глобализации”. Возможно, ему казалось, что мир им созданный, настолько хрупок и интимен, что должен теплиться лишь в придуманном им формате и локации. Гадать можно сколько угодно, но почему-то до кома в горле больно, когда думаешь с каким огромным удовольствием ты провел хотя бы один день, внимая, впитывая, наблюдая за тем, как рождается его магия. Но, увы...

В этой статье-трибьюте Владимиру Захарову, я собрал показавшиеся мне интересными цитаты гения о театре, своих куклах и любви к делу. Очень хочется, чтобы как можно больше людей узнали, прониклись, окунулись в теплую вселенную Мастера.



О природе.

“Я вырос в Узбекистане, среди гор и лес был для меня какой-то сказкой, которая манила меня постоянно”.

“Если раньше я в лес ходил часто, то теперь это делаю редко, потому что лес притащил к себе.”



Об отношении к кукольному мастерству в Европе.

“Италия привлекает меня тем, что там я нахожу отклик тому, что делаю. Когда я был в Испании на фестивале, там даже была запланирована моя лекция в университете для педагогов начальных классов. Они не кукольники, не профессионалы, но им это крайне интересно, потому что им работать с детьми. Но это в Испании. Европа вообще гораздо мобильнее в этом плане. ”

О театре.

“Когда я стал строить театр, делать то, что вокруг меня сейчас есть, задача была конечно в каждом элементе, начиная с подхода к театру, какие-то стрелочки, таблички, надписи на теплотрассе из веточек. Здесь даже сучок каждый, который я спилил, отшлифовал, он красивый просто, весь этот срез. Его хочется потрогать. Людям обязательно надо это трогать, я им разрешаю. Трогайте! Все эти тактильные, эмоциональные ощущения, все они должны сливаться в одну картину, которая даст тебе полный объем восприятия.”

“Когда люди попадают ко мне в театр, они конечно ошарашены, потому что все это начинает шевелиться, двигаться, говорить. Кто-то даже пугается, кто-то замирает перед кассиршей, долго не может пройти, потому что оторваться от нее действительно сложновато.”



О куклах и их создании.

“Человек должен понять, что кукла - это живое существо. Когда зрители находятся в определенной обстановке или ситуации и кукла говорит об этом, у людей такие глаза, мол, а что происходит, откуда она знает?”

“Помогает мне в моем деле образование. То, что я окончил политехнический. Кибернетика. Те знания, что мне там дали, они, конечно, мне очень пригодились. Они помогли мне придумать систему “живых кукол”. В основе их создания лежат четыре вещи: первая - это кинематика, а именно то, что помогает делать куклу живой с помощью моторов. Они дают кукле необходимую пластику, второе - алгоритм, который ей управляет. Я начиняю куклу процессором с программой по управлению. Программа работает по принципу параллельных процессов. В каждом из них случайное число является определяющим: случайный выбор скорости вращения, времени работы и не работы. Это обеспечивает “живость“ кукле. Третье - это материал. Натуральное дерево, не покрытое никаким лаком. Оно передает положительную энергетику кедра. И люди ее чувствуют. И четвертое, это, конечно, текст. Потому что то, что кукла говорит - очень важно. Ее слова может создать только интеллект. Эти слагаемые и позволяют оживлять кукол и заставлять людей задуматься… все ли у нас правильно?”

“Взаимоотношения куклы и актера в моем театре выстраиваются особым образом. Потому что кукла настолько жива и выразительна, что позволяет работать с актером на равных, даже переигрывать его.”



Об обещаниях и отношениях с властью.

“Как-то кто-то обещал, что ко дню города сделают благоустройство, но видимо забыли. Или просто отложили в сторону. Более насущные проблемы.”

"Иногда у меня бывают проверяющие комиссии. Тут всё запрещенное. В буфете нет никакой лицензии. В зрительном зале с камином, где собирается куча народу, не пахнет никакой пожарной безопасностью. Но, как правило, мне везет на чиновников: они говорили: "Я вас знаю, у меня дети ходят на ваши спектакли. Какие-то проблемы? Не беспокойтесь - всё решим".

"Я ездил на фестиваль кукольников, который ежегодно проходит в Москве, в театре Образцова. Посетил семинар для режиссеров. Они там все плакались - как им тяжело живется. Жаловались, что государство их недостаточно финансирует, поэтому они никак не могут раскрутиться и жалуются на проблему "заполняемости зала". Я этого не понимаю. У меня другая проблема: куда бы усадить всех желающих, потому что зрителей слишком много. Мы играем по пять спектаклей в день, и все равно людей приходит в два раза больше, чем может вместить зал”.

--

На сайте театра “2+Ку” отвечают на самый главный вопрос зрителей: “Что теперь будет с театром?”

“Это единственный вопрос, на который мы сейчас не можем дать точного ответа. Одно ясно: театр - это и есть Владимир Захаров. Мы не можем допустить того, чтобы дело жизни Мастера было разрушено и забыто. Театр живых кукол должен жить. Но в какой форме, с чьим участием - это будут решать родственники, близкие люди и соратники Владимира. Однако все они едины в желании сохранить это уникальное культурное пространство.”

Кроме того, коллеги, последователи и соратники Мастера собирают деньги на восстановление театра. Вся информация здесь: http://2ky.tomsk.ru/

На сайте все еще висит информация о времени работы театра, будто, как обычно, этот добрый бородатый волшебник порадует детей и взрослых своими чудесными постановками в ближайшие выходные. И в этот момент кажется, что дело Мастера определенно будет жить.


Закончить хотелось бы стихами самого Владимира Захарова. Мне кажется, в его душе бурлили самые глубокие океаны разнообразных чувств, далеких от спокойствия. Думаю, прочтя эти строки, каждый сделает собственные выводы.

"Прощайте милые друзья,
Я больше не увижусь с вами:
Глухая ненависть - река
Течёт отныне между нами.
Плотины я не удержал -
Там накопилось столько боли,
И я уже не в силах стал
Её удерживать в неволе.
Ваш берег празднично цветаст,
Он светел тёпел и уютен.
И детский смех, и детский плач,
Всё обещает мирный буден.

Прошу прощенья за грехи,
Покой отныне не нарушу.
Живите тихо, червяки,
пока дожди не тронут сушу.
Дай бог дождей вам избежать,
пускай мой берег поливают,
От них растёт одна печаль
И раны всё не заживают.
Не замирает моя боль,
И ненависть-река меж нами...
Твердит мой нынешний суфлёр
И губы повторяют сами:
Никто не станет строить плот,
Обидой окна занавесят,
повыше выстроят забор
И так же празднично расцветят...
Уныл, пустынен берег мой,
Колени в камни упираю,
Молюсь молитвою одной...
А руки в реку окунаю."



Владимир Захаров.
1954-2019

--

В материале использованы фрагменты интервью Владимира Захарова:

Программа “Уроки доброты”. Телеканал “Культура”.
Репортаж “В гости с Ваней”
Программа "Место встречи"
Новостной портал "Настоящее время"

Фотографии, стихи автора и информация о театре позаимствованы с сайта Театра живых кукол “2+Ку”
http://2ky.tomsk.ru/tablet/index.html
Previous post Next post
Up