Дочитала роман Дины Рубиной, написанный в 2007-2008 году. Как во всех лучших книгах Рубиной, это история людей, так или иначе связанных с искусством; людей разных национальностей; людей, которые сформировались на основе советской культуры, а затем уехали из страны и унесли эту культуру в большой мир.
Главная героиня - циркачка-"ведьма" Анна Нестеренко, удочеренная интеллигентами-киевлянами сирота, дочь анонимного уголовника и анонимной же матери, умершей, когда девочке было три года (есть правда, версия, что ее настоящий отец Вольф Мессинг, но сие остается под большим вопросом). Приемная мать - преподавательница музыки, скорее всего, русская (по крайней мере имя у нее стопроцентно русское - Маша). Приемный отец - врач, украинец, "казацкая закваска" (в книге его прямо называют hohol, тогда это слово еще не считалось оскорбительным, и за него не блокировали в соцсетях). У Анны особый дар: она читает мысли, чувствует ауру человека, в отдельных ситуациях видит будущее; приложив особое усилие, может подчинить себе волю человека; она видит в зеркалах параллельную вселенную, в которую в конце концов и уходит.
Мужчины в ее жизни: муж Володя, циркач, ставший после распада СССР каскадером; возлюбленный, музыкант Сеня, "еврей частичный", выросший в городе Гурьеве (ныне Атырау) на границе Европы и Азии, а ныне делящий свое время между Франкфуртом и Бостоном; наставник Элиэзер, еврей стопроцентный, полусумасшедший гений, нашедший в Анне родственную душу, живущий ныне в Индианополисе.
Композиция романа выстроена как практическое воплощение трагедии героини, которая видит будущее, но не в силах его изменить: мы почти с самого начала знаем, что Анна погибла (или ушла в параллельный мир?), и с этим знанием-бременем прослеживаем ключевые события ее жизни с точки зрения разных людей (письма, неофициальные допросы) и самого автора. И под конец, завершающим восклицательным знаком, Анна перед исчезновением просит "беречь ноги" героя, о котором в начале книги упоминается, что ему отняли ногу.
Анна ни разу не задается вопросом, смогла бы она использовать свой дар во благо человечества. Она - человек моего поколения, который прекрасно понимает, что ее сразу бы прибрали к рукам спецслужбы и остаток своих дней она бы провела в заточении.
Читая эту книгу невозможно не думать о том, что в момент публикации она читалась иначе. Сочные описания Киева и интернационального состава его жителей (хотя Рубина говорит, что была в Киеве
"раза два проездом"), восторги "лета на Украине", картины жизни неистребимо жизнерадостной Жмеринки - то, что десять лет назад было "всего лишь" свидетельством авторского мастерства, сегодня, во время российско-украинской войны, воспринимается как гражданская позиция. И еще, конечно, невозможно забыть наставления деда, украинского еврея. Сегодня при чтении этих наставлений мороз по коже. "Эта страна, Сенчис, говорил он, - страна бандитов. Разбойников. Безотносительно к власти. Здесь именно власть всегда будет разбойная, потому что земля такая. Ветер здесь свистит разбойным свистом... [...] Пусть тебя не одурачит что-нибудь доброе, что от них идет. Просто разбойнику случается бывать в хорошем расположении духа, когда у него нет охоты бросать тебя за борт в набежавшую волну".