На этой фотографии, по всей видимости, изображена та самая часовня, останки которой ныне в Выбутах называют Ольгиным Камнем и приписывают этим останкам всякое: от легенд до волшебных свойств.
Одна из таких легенд (которую озвучивают некоторые путеводители и экскурсоводы) гласит о том, что часовню взорвали безбожные большевики-атеисты (или атеисты-большевики) из ненависти ко всему святому. Но вот не так давно я прочитал настоящую историю этой часовни.
В 1883 году, в тысячелетие со дня рождения княгини Ольги наше местное Псковское археологическое общество задумало построить что-нибудь по случаю. Было организовано то, что сейчас называют краудфандингом, и набрана некоторая сумма, которой, правда, не хватило на что-либо приличное. Поэтому было решено построить маленькую часовню в трехстах метрах от основного храма на загадочном «Ольгином камне» (о нем ниже). Архитектор Векшинский (еще тогда не очень известный)составил проект и руководил постройкой. Получилось то, что мы видим на фотографии. В 1888 часовню благополучно освятили.
Но через год встал вопрос, а что с этой часовней делать дальше. Построить-то построили, а кто за ней присматривать будет, ремонтировать? Посовещавшись, члены археологического общества решили подарить ее псковской епархии.
Епархия, видимо, никак не отреагировала на подарок и некоторое вермя все были довольны. Но вот в 1900 году Псковская духовная консистория неожиданно для Общества направляет ему письмо, в котором намекает, что часовню пора бы отремонтировать. Археологическое общество отвечает, мол, денег нет, ремонтировать не будем. И начинается тягомотина, по занудности не хуже нынешней за стадион «Электрон». Псковская городская дума, куда ж без нее, давит на археологов и даже выделяет сто рублей на ремонт, которых, разумеется, не хватает. Один из членов Общества, некий купец К. И. Гельдт предлагает свою помощь, но только предлагает - до дела не дошло. (Теперь мы еще и с его пресловутыми банями мучаемся).
Споры шли аж до 1907 года - там довольно длинные и запутанные. В итоге археологическое общество отказалось от часовни, мол, значение у нее не историческое, а памятное и построена она на общественные деньги. Отказалась от часовни и РПЦ с мотивировкой, мол, берем на баланс только доходные объекты, а тут куча камней, которые уже и не отремонтируешь. Соответственно и город не собирался следить а постройкой. Насколько я понял, часовню-таки еще раз отремонтировали, но на этом всё. За последующие годы она пришла в упадок и была растаскана местными жителями на стройматериалы, а также - на строительство железной дороги.
Так что наезды экскурсоводов на безбожников мягко говоря преувеличены.
Теперь про Ольгин Камень. Не могу отвечать за достоверность материала, найденного в Интернете. Но вот что я о нем вычитал:
Впервые описание этого места в 1873 году дал известный псковский краевед и историк Н.К. Богушевский: «Не более как в 150 саженях к северо-востоку от Выбут - за деревенькой Беклеши - на пустынном низменном лугу, окруженном с трех сторон песчаными холмами, покрытом огромными обломками и изрытом глубокими ямами, возвышается громадная гранитная глыба - продолговатой формы, имеющая в длину до восьми, а в высоту и ширину до трех аршин. Глыба эта считается святою и называется Ольгиным камнем. Почему эта громадная скала считается святою и носит имя Ольги, - я никак не мог узнать.
Впрочем, в народе существует следующее баснословное предание: однажды святая Ольга, торопясь в Выбутскую церковь к заутрени, услышала, что уже кончили благовестить - и, опасаясь опоздать, бросила на поле большой камень, который несла в рукаве: облегченная таким образом она пришла в церковь еще вовремя. С той поры камень этот стал называться Ольгиным» (3, с. 142).
Есть и другие легенды об этом камне. Например, одна из них гласит, что «когда святая Ольга отправлялась „на войну с поганью, то несла в платке множество больших камней, на полдороге платок прорвался и из него выпал большой камень: именно тот, который лежит в поле у деревни Беклеши. Далее рассказывают, что когда строился мост для Петербургско-Варшавской железной дороги через близлежащую реку Черёху, то Ольгин камень сверлили и хотели разорвать порохом, но никак не могли; видно, святая не дала, - говорит народ.
В.Д. Смиречанский упоминает еще одну легенду о камне: он будто бы принесен Ольгой во время построения храма в знак ее желания, чтобы храм был на другом месте. На каком - легенда не говорит.
На заглавной фотографии за часовней, по-видимому, виднеется верхняя часть Ольгиного камня. Можно оценить его размеры. Сейчас «Ольгин камень» это просто кучка гранитных булыжников, скрепленных цементом (чтобы не растаскивали немногочисленные паломники).
По легендам, Ольгин Камень имел след - отпечаток, подозрительно напоминающий босую ножку. Якобы самой княгини. Так это или нет, но окрестные валуны также не зря называются следовиками - на них тоже имеются явно рукотворные углубления. Я
писал об этом тут (фотки прилагаются).
У геологов есть версия, что Ольгин Камень был, в общем-то, не камнем, а куском гранитной скалы, выступающей из известняка, который в свое время очаровал скандинавских переселенцев своей схожестью с северными ландшафтами - так предки Ольги и поселились на Псковщине. К сожалению, я вычитал версию в недрах Интернета, а не у самих геологов, поэтому, что там на самом деле, мне неизвестно. Геологи, если вы однажды прочитаете этот текст. Отпишитесь, что ли…
Вот это всё, что я хотел вкратце рассказать про Ольгин Камень.
Интересная статья про камни в Выбутах для заинтересовавшихся.