Живопись и риторика: Маргерит Жерар. Завтрак кота.

Dec 31, 2015 14:31



На картине Маргерит Жерар, художницы конца 18 - начала 19 века школы Фрагонара, «Завтрак кота», изображена бытовая, по всей видимости сцена - молодая женщина кормит из блюдца кота, сидящего на скамеечке-банкетке.

Однако взаимоотношения предмета изображения (животных, человека и разных аксессуаров) с реальностью - то, чему Эрик Ауэрбах посвятил свою книгу "Мимесис" - в ту эпоху были достаточно нелинейны.

С одной стороны, можно допустить, что художница просто подсмотрела где-то эту сценку или просто видела её много раз, и решила воспроизвести её на холсте, руководствуясь привычными ей стилистическими нормами и приемами. Скорее всего, это так и есть.

Однако с другой стороны, рассматривая картину внимательно, нельзя не признать, что реальность на картине пропущена через явственно ощутимый фильтр риторической культуры - культуры «рефлективного традиционализма».

Прежде всего бросается в глаза, что картина как бы собрана из множества элементов, традиционных для учебного академического рисунка (как того времени, так и наших дней). Это металлический кувшин, чашка с ложкой, несколько предметов одежды. Всё это традиционно использовалось бля обучения техники светотени, чувству пропорций, перспективы и т.п.

Почему Маргерит Жерар так охотно помещает на свое полотно сугубо дидактический, казалось бы, материал, не слишком заботясь о его функциональной достоверности? Для художницы, как для носительницы эстетики «готового слова» весь окружающий мир уже каталогизирован, описан и изображен. Все предметы реальности рассортированы в соотвествии с носимыми ими смыслами и лежат по полочкам. Художнику надо лишь сконструировать некую конкретную единичную модель реальности. Например, сцену кормления кота. А всё, что составляет данную модель, уже имеется наготове. Надо лишь максимально эффективно поместить каждый предмет на холст. Мастерство комбинаторики обуславливается уровнем таланта художника. На учебных рисунках все эти предметы из «глобального каталога» изображаются по отдельности или в простеньких комбинациях. А вот полноценная картина включает десятки, а иногда сотни и - на масштабных полотнах - тысячи объектов.

То, что изображенные объекты берутся не с натуры, а из каких-то готовых сборников общих мест - «топосов» , - подтверждается весьма странной анатомией кота - главного персонажа картины. Кот скорее похож на борзую - некое условное животное с универсальным туловищем, которое может быть как у кошки, так и у собаки. Фактографическая скрупулезность совершенно не интересует художницу. Зато композиционно каждая деталь продумана и выверена, как в тщательно сконструированном риторическом тексте (речи, послании, описании или диалоге).
Previous post Next post
Up