В одном журнале заметил дискуссию на тему бронхиальной астмы у детей, её "лечение", гормональные лекарства и т.д.
Тема мне близка, астматик всю сознательную жизнь, с детской медицинской картой толщиной с "Войну и мир".
Я никогда не сидел на гормональных "лекарствах" и крайне не рекомендую этот метод лечения. Да, родителям приятно видеть, что симптомы проходят быстро. Но со временем организм привыкает и эффективность теряеятся, а без них уже и совсем становится "никак".
Я прошел систему Бутейко, иглоукалывание (откуда в наших широтах тот вьетнамец взялся - ума не приложу), и чёрт знает что еще.
2 раза в реанимации в возрасте до года, начиная с года - диагнозы "всё, что угодно, но не астма" до тех пор, пока мать не припёрла врачей к стенке. Никакого детского садика. В 6-7 лет были моменты зимой, когда выходить на улицу я мог на 5 минут, не больше. Любая ОРВИ переростала в бронхит на 2 недели всю младшую школу. Не помню до какого класса я носил с собой "дежурный комплект" таблеток, на случай приступа. Отношение врачей, особенно школьного медпункта, к таким случая такое, что лучше научите ребёнка что ему надо принять, чем потом его регулярно из реанимации забирать. Сейчас я забыл, когда последний раз принимал таблетки по этому поводу, хотя в определённых ситуациях (например, на строго некоторых кошек, причём именно кошек, а не котов) и имею лёгкий приступ с симфонией на выдохе, но быстро проходит само. Из побочных эффектов остался явно увеличенный объём лёгких и какая-то привычка организма обходится "минимум кислорода" - по крайней мере спорить со мной по времени задержки дыхания или нырянию на дальность, желающих мало.
Это всё присказка, мол, знаю, о чём пишу.
Я уверен, что вытянуло меня закаливание по системе Аршавского. Той-самой зимой (6-7 лет), когда было совсем туго, родители меня "окунули". Да, эффект был не сразу, но он был - через полгода я всё-таки пошел в школу. Отмечу, что подобная закалка требует большого терпения и упорства от родителей, потому что приготовить холодную ванную строго определённой температуры к моменту, когда ребёнок будет вставать с постели (не через 10 минут, а именно с тёплой постели и в воду), да еще и убедить ребёнка туда залезть, да еще и каждый день, без выходных... Мало кто осиливает. Я окунался пару лет (потом начались проблемы с отсутствием горячей воды в принципе), за пару лет эффект разителен.
Далее следует скан той журнальной заметки, на которую опирались мои родители, когда меня закаляли. У нас всё немного отличалось, например, в этой вырезке я не вижу указания "сразу с постели", но меня окунали именно так.
В скане также есть отсылка в друой журнальной статье. Интересующимся качать где-то тут:
http://jur.kruzzz.com/node/1735 ___________скан_____________
После публикации статьи Ю. В. Чайковского «Человек эволюционирует» («Химия и жизнь», 1988, № 12) в редакцию пришло много писем с просьбой рассказать подробнее о закаливании по методу И. А. Аршавского. Рефрен в письмах один: «Об этом методе слышали раньше, но подробных сведений найти не удавалось. Принцип ясен, но как практически его применить?».
Мы попросили Ю. В. Чайковского поделиться собственным опытом, который он успешно применил в своей семье. Но при этом считаем необходимым обратить внимание читателей на то, что забота о здоровье ребенка предполагает обязательные и постоянные консультации с врачом, лечащим и наблюдающим ваших детей.
Консультации
О закаливании ребенка
Начиная закаливать сына, мы с женой Наташей знали даже меньше, чем сказано в моей заметке, и опыт набирали сами. Легче всего закаливать грудного младенца - это входит в его сознание как должное.
Нашему сыну было уже пять лет, и поначалу он отчаянно сопротивлялся. Мы не знали, что «необходимость психологического настроя на закаливание... самый важный принцип... На него нельзя жалеть времени. Может случиться, что на привыкание к мысли о холоде-друге уйдет не один месяц и даже год» (В. С. Скрипалев. «И снова холод полюбить». М.: Молодая гвардия, 1988, с. 6), да и время было упущено. Поэтому однажды в январе, не дожидаясь выздоровления сына (температура упала, но кашель и насморк остались, с ними он почти не расставался), мы утром окунули ему ноги в воду (22°) по колено. Тут удобно ведро. Назавтра я посадил сына в ванну, в такую же воду по пояс, мы оба оказались мокры до макушек, но через пять секунд, выскочив из воды, сын сменил испуганный визг на радостный смех. На третий день я погрузил его до середины груди - с тем же эффектом. Глубже (по плечи) окунать поначалу не надо - усиливается кашель.
С четвертого дня мы удлиняли погружение на пять секунд в день и дошли до двух минут. После этого охладили воду на 1°, уменьшив время процедуры до 1 минуты, а затем снова дошли до двух минут. Потом снова охладили на 1° и так далее.
Но оказалось, что температуру воды мы снижали слишком резко, пришлось вернуться к 21° и понижать по полградуса. Режим надо в каждом случае подбирать отдельно, для чего следует вести ежедневные записи.
Вооружитесь тетрадью, водным термометром и часами с секундной стрелкой (или со счетчиком секунд). Измерьте ребенку утром до вставания частоту сердцебиения (проще всего - приложив ухо к его груди), запишите. Окуните его в холодную воду, записав ее температуру, время окунания, глубину окунания и реакцию ребенка - можно в виде оценки от единицы до пятерки. (Последнее придумала Наташа, и это помогло для воодушевления сына больше, чем все мои усилия.)
Вытрите ребенка, снова измерьте (через 2 мин после выхода из ванны) частоту сердцебиения. Если она упала на 10- 15 %, то все хорошо. Если же сохранилась (или тем более возросла), то назавтра сократите время погружения или сделайте воду теплее на 1°. Так же поступите, если начался кашель или поднялась температура, при этом понизьте уровень воды в ванне. При температуре у сына выше 37,5° мы окунали ему только ноги.
После измерения частоты пульса наденьте на ребенка майку и дайте ему побегать по комнате, сделать зарядку. Когда он разогреется, можете вести его на улицу. Если же он болен, сразу после вытирания умеренно тепло оденьте.
Физиология такой закалки состоит в том, что резкое, но умеренное охлаждение мышц вызывает активацию всех систем организма, особенно иммунной. Холодный душ такого эффекта не дает хотя эмоционально воспринимается примерно так же. Закалка должна проводиться на грани удовольствия: после первого «аи, холодно» устанавливается ощущение безразличия, которому нельзя дать перейти во вторичное «аи, холодно» - тогда начнется переохлаждение. Пользуясь терминами Аршавского, для закалки необходим физиологический стресс, которому нельзя дать перейти в патологический стресс (подробно об этом пишет В. С. Скрипалев). Эффект закалки стал у нас сказываться через месяц. Ниже 17° воду мы не пробовали, но Аршавский допускает погружение, при активном движении, до 5 минут при 14°. После длительного перерыва (вернувшись с летнего отдыха, где окунаться негде) мы начинали с 50 сек при 20°.
Закалка дает не только стойкость к простуде, но и сводит на нет множество болезней - отиты, диатез и прочие, а течение тяжелых детских инфекций облегчает. Впрочем, диатез вообще почти не возникает, если новорожденного приложить к груди матери сразу после родов, а не на вторые сутки, как предписывает допотопная инструкция Минздрава, с которой профессор Аршавский безуспешно борется уже полвека. Ничуть не лучше и инструкция о «постепенном» закаливании.
Главная причина, по которой большинство родителей бросает закалку - сопротивление ребенка. Эта трудность отпадает, если начать с младенчества - тогда ребенок, подрастая, сам находит «грань удовольствия» и сам просится в холодную воду. Сын мой три года подряд пользовался всяким случаем избежать окунания, и обычно мы позволяли это в воскресенье. На четвертом году, наконец, полюбил. В начальный период приходится искать компромиссы: повышать температуру (до 24°), уменьшать время (до 3 сек) и степень погружения, увлекать водной игрой и выставлением отметок, предлагать окунуть сперва руки и ноги. (Наш предпочитает, поворчав, плюхнуться в воду сразу и сидеть там неподвижно.) Словом, пробуйте так и эдак, только не отступайте. Помните, что через несколько месяцев после прекращения окунаний закалка может пропасть.
Ю. В. ЧАЙКОВСКИЙ