Dec 06, 2012 14:23
вот я очень думаю: кто из наших власть предержащих решил, что в 9 классе в возрасте 15 лет современный человек готов воспринимать "Горе от ума" или "Евгения Онегина"?
я сегодня на уроке пыталась объяснить про характер Чацкого, про "не стоит метать бисер" и так далее, а потом, пока шла до метро, подумала, что мои прекрасные дети просто не мыслят такими категориями. они меня не понимают, как будто я говорю на марсианском языке. то есть не потому, что они глупые или я не умею объяснять, а потому, что они не умеют. так же, как мой 15-летний брат, который не может в стихотворении Пушкина найти строчку-ответ на вопрос типа "как воспринимает лирический герой свободу?". он просто этого не видит.
я тут по работе много пизжу о снижении интереса к книгочтению и пр., но я никогда не задумывалась о том, что это происходит в том числе потому, что нынешние школьники (я стар! я очень стар! я суперстар!) реально просто не приучены воспринимать большие количества информации. я помню свой 9-й класс: ну как всегда, девочки уже все понимают, учатся, шуршат, мальчики балбесничают. но вот даже я с моей патологической любовью к чтению Чацкого и Онегина вообще не восприняла. потому что рано.
потом я перечитала Онегина уже в возрасте лет 20, и, как Баратынский, ржала и билась, рыдала от смеха в метро, на меня оборачивались люди, потому что, утирая слезы, я приговаривала вечное "ай да Пушкин, ай да сукин сын!", гениален же.
и вот как объяснить детям, которые сейчас настолько далеки от понятий верности, чести, достоинства, любви (конечно, они все это чувствуют, но скорее инстинктивно, на клеточном уровне), то, что Чацкий - прекрасен? то, что "Горе от ума" - это как холодное шампанское, бодрящее тело и душу и будоражащее сознание? эх.
школа,
мыслевслухи,
я