Посмотрела я на днях очередной английский сериал и решила сделать небольшую подборку по тематике «Жизнь английской глубинки в период мировых войн» в надежде, что кому-нибудь пригодиться мой обзор.
Итак, самым последним, из просмотренных, стал сериал «Домашние очаги».
Он повествует о первых годах Второй Мировой Войны, но не на фронтах, а в тылу, в Англии; о повседневных хлопотах и заботах рядовых английских женщин проживающих в деревушке Грейт Паксфорд графства Чешир. Слоган фильма: «Nobody understands the true cost of war better than women», можно перевести так - «Никто не понимает истинную цену войны лучше, чем женщины».
Начало войны совпало с пертурбациями в местной женской общественной организации «Женский институт». К образованию этот институт, не имеет ни какого, отношения, это скорее, женский клуб, чья деятельность связана с различными общественными «нагрузками» - собрать деньги на что-нибудь, провести цикл просветительских лекций, подписать петицию или обращение и т.п.
Так вот, летом 1939 года в Женском институте разразился скандал: две противоборствующие группировки Грейт Паксфорд вступили в открытое столкновение (без мордобития естественно, это же Англия, сэр мэм!). «Старая гвардия» во главе с президентом ЖИ (женский институт) миссис Джойс Кэмерон - снобы и консерваторы, они против всяческих нововведений и веяний, для них главное - держать марку и лицо; а остальные дамы во главе с миссис Френсис Берден отстаивают свое право на собственное мнение.
В результате этого конфликта пост президента ЖИ достается миссис Берден, а «старая гвардия» мигом выходит из членов ЖИ, наивно полагая, что за отсутствием нужного количества членов местная ячейка ЖИ канет в лету. Но, не тут-то было, дамы, во главе с новым президентом, разворачивают компанию по привлечению всех желающих в члены ЖИ. Они не снобы, и не брезгуют фермершами и торговками. В результате, в ЖИ входит целая плеяда женщин, объединенных общим делом - подготовкой к войне с нацистской Германией.
Жительницы деревни, прекрасно понимают, что война потребует от них не только их мужчин, но и их собственный вклад в дело победы Великобритании над Германией. У многих женщин за плечами опыт предыдущей - Первой Мировой Войны, в которой они уже потеряли родных и близких, и они не питают иллюзий на счет нынешней войны, и не очень то верят правительству, которое обещает, что к Рождеству война победно завершится.
В центре сериала есть несколько героинь, чья жизнь разворачивается перед глазами зрителей. Во-первых, это бывший и нынешний президенты ЖИ миссис Кэмерон и миссис Берден, представительницы местного высшего класса. Во-вторых, представители интеллигенции: сестра миссис Берден и жена местного викария - миссис Сара Колингборн, далее, жена местного врача - миссис Кэмбпелл с двумя взрослыми дочерями, а также миссис Симс - жена писателя (самодура и «непризнаного гения») домохозяйка. Следующая героиня, это казначей ЖИ миссис Элис Скотлок (одинокая и оплакивающая своего мужа погибшего еще в Первую войну) и ее квартирантка (недавно прибывшая учительница местной школы). Ну и представители нижних слоев - служанка Клэр, которая работает у миссис Берден, фермерша миссис Стеф Фероу и лавочница миссис Мириам Бриндслей.
Через призму жизни этих женщин, мы знакомимся с повседневностью Великобритании конца 30-х начала 40-х годов. Создатели фильма очень скрупулезно подошли к описанию будней в различных семьях деревенских жителей, от аристократии до плебеев. Подобрали удивительно характерных актрис, с такими «чисто-английскими» лицами и манерами поведения. Воссоздали характер отношений в обществе, моральные воззрения и понятия того времени. Зрители увидят не только серую прозу жизни женщины военной эпохи, но и их радости, развлечения, надежды и мечты.
Война, безусловно, катастрофа для старого мира, но в ней содержится зародыш жизни нового мира, и эти «проростки» видны нам, зрителям ХХI века. Очень интересно наблюдать, как консервативное и закрытое общество, с устоявшимися понятиями добра и зла, морали и аморальности, постепенно, хотя, и неохотно, меняется, и как женщины начинают брать на себя, дотоле несвойственные им, обязанности, как меняется не только мир вокруг, но и личность внутри. Мне настолько понравился этот сериал (6 серий), что я с нетерпением жду его продолжения. Героини настолько затягивают и заставляют переживать за них, что расстаешься с ними с большой неохотой. Особую прелесть этому сериалу придает прекрасные пейзажные съемки и съемки на натуре. Такой красивой Англии я еще не видела! (А я смотрю много английских сериалов).
Пока я смотрела этот фильм, попутно вспоминала еще два, посвященные той же эпохе. О первом «Война Фойла» я уже писала
тут. Вкратце - это детективный сериал, посвященный расследованиям инспектора Фойла, которого, по ряду причин, не призвали на фронт и он был вынужден удалиться из Лондона в городок Гастингс. Помимо интересных криминальных историй, здесь можно почерпнуть массу впечатлений о жизни страны и англичан в период ВМВ.
Еще, не менее интересный, на мой взгляд, мини-сериал «Поместье Нанчерроу» поставлен по роману Розамунды Пилчер «Возвращение домой».
В центре фильма юная Джудит Данвер, которая в 13 лет была вынуждена остаться одна в интернате, т.к ее мать и сестра должны отправиться к отцу в Сингапур. За девочкой должна приглядывать родная тетя. По счастью, в школе-пансионе Джудит знакомится с Лавди Кэрри-Льюис богатой и избалованной девочкой. На удивление, столь не похожих на первый взгляд юных мисс связывает крепкая дружба, и Джудит становиться, едва ли, ни членом семьи Кэрри-Льюисов.
Довоенная жизнь мисс Данвер проходит в череде школьной жизни, с ее уроками, переменами, каникулами и праздниками, поездками в дом тети и Кэрри-Льюисов. Эта семья дарит не только уют и комфорт богатого поместья, но и счастье семейного очага и даже первую любовь, здесь же она постигает и первое разочарование.
Разразившаяся война и горечь утраты любимого, вынуждает Данбар поступить в ряды Женской вспомогательной службы ВМС. Рядовые этой армии «воюют» в тылу, на Родине и на их плечи ложатся самые тяжелые обязанности.
Это произведение англичане экранизировали дважды, и вторая версия имеет тоже название, что и роман - «Возвращение домой».
Что же касается периода Первой Мировой Войны, то сюда можно отнести сериал «Деревня», который, как уже видно из названия, рассказывает о том, как простые жители сельского района проживали этот период, и как эта катастрофа навсегда изменила жизнь «после - Викторианской» Великобритании. Рассказ ведется от лица древнего старика Берта Мидлтона, которому исполнилось 100 лет, и он вспоминает свое непростое школьное детство и отрочество, выпавшее на период с 1914 по 1920 годы.
Семья Мидлтонов представляет собой класс мелких фермеров, которые потом и кровью зарабатывают каждый пенни. Старшее поколение - отец и мать Берта когда то имели земли и скот, но ныне у них нет даже курицы. Отец, вконец уставший от борьбы с нищетой, опускается до пьянства, но мать Грейс стойкая и несгибаемая тащит всю семью на себе. Ее старший сын Джо подрабатывает у местного лендлорда в качестве чернорабочего, а юный Берт пытается учиться в школе, когда у него есть возможность прийти туда (он левша и его учитель пытается переучить писать правой рукой и вовсю применяет розги), а в иные дни помогает отцу на ферме или слоняется по округе.
Семья, на которую работает Джо, внешне благополучная, также имеет свои «скелеты в шкафу». Хозяин получил страшные травмы на которые запрещено смотреть прислуге, а его дочь Кэро, девица с «большими тараканами в голове» буквально соблазняет Джо, что выливается в беременность. При этом сам Джо влюблен совсем в иную девушку.
Война и нищета, вконец запутавшегося Джо, вынуждает идти добровольцем на фронт. Его ранение возвращает парня домой, но что он принес с собой с фронта? Берт рассказывает нам о семейных драмах своих соседей, о том, как война ломает всех и вся.
Последняя картина «Сидр и Рози» экранизация 2015 года, не является сериалом, но действие происходит в рамках Первой мировой войны и место действия деревушка Слэд в Глостершире. Повествование этой истории, также происходит от имени мальчика Лори (фильм базируется на одноименном романе, который входит в школьную программу многих англоязычных стран).
Его, еще крохой, привезла мать вместе с остальными детьми из Лондона в деревню. Отец военный чиновник остался в городе, а мать вынуждена самостоятельно воспитывать своих отпрысков.
Война войной, а обед по расписанию детство никто не отменял и Лори рассказывает о своих братьях и сестрах, о школе, о первой любви.