дядька Мамонов. грустно мне о нём

Apr 16, 2010 08:55


ПЁТР МАМОНОВ: "ГДЕ ТЫ МОЯ, ХАНИ БЭЙБИ?"

26 марта главный скоморох и юродивый авангардного рок-н-ролла 80-х Пётр Мамонов дал концерт в Новосибирске. Программа «Давненько мы тебя не видели» вобрала в себя всё, на что горазд уважаемый дядька Мамонов: дикий ор песенного творчества, невнятная читка авторской прозы, философские вирши, отчаянные пляски. О кайфе и Боге, об антихристе и «Царе», о туфте и чуде читайте в пресс беседе с Петром Мамоновым.


Сухонькие ножки, высохшие щёки, дикий крик с помесью детской тарабарщины и наркотическим «Ааау!», конвульсивные танцы, вроде тех, которым научил Форест Гамп короля рок-н-ролла в одноимённом фильме, невменяемые тексты под Fender Stratocaster и Gibson, а также - смесью кокса, виски и дешёвой водки. Дикость? Абсурд? Старческий маразм? Не-а. Это Пётр Мамонов. Петруша. Петрушка. Скоморох и безумец. Он такой один.

«В «магическом театре» Мамонова каждый номер - неповторимый спектакль, герой которого - личность, стоящая на «обочине жизни», вдали от привилегей нуворишей от политики и искусства.

Сценический герой Мамонова - это юродивый, «городской сумасшедший», жестикуляцией, телодвижениями и приплясываниями напоминающий шута. В традициях древнерусской смеховой культуры Мамонов демонстрирует изнанку жизни», - так написано у меня в книжке Артемия Троицкого «Рок-музыка в СССР» 1990 года издания. За 20 лет изменилось немногое - к Мамонову всё чаще стали обращаться «Петр Николаевич» и он сыграл главную роль в шедевре «Остров». Вот, Бога увидел.

26 марта в Новосибирском ДКЖ помимо отчебучивания танцев, юродства и песен в духе «где ты, где ты, моя хани бэйби?! Я жду тебя!» и «больше всего я хочу, как северо-западный слон», Мамонов читал свои стихи. Этакие философские, почти дневниковые вирши, отпечатанные на машинке - каждый на отдельном листе.

Слепни

Слепни захотели покататься.

Сели на переднее стекло и едут.

Бабочка

Смотрю на бабочку огромными глазами,

Та - крошечными смотрит на меня.

***

Я бы с большим удовольствием поставил варить цветную капусту.

Но мгла покрыла все руки.

Пётруша читал, комкал лист и швырял его в зал, комкал и швырял. И при этом орал: «Аааау! Аааау! Евтушенко вряд ли так кричит. Когда я вот так вот дома, внучок мне говорит: «Хватит, деда, хватит».» Огорчился, что пластилин в Новосибирск не захватил - бумажки далеко не летали.

Ему всё равно орали:

- Мы любим Вас!

- Ну это понятное дело. - соглашался Пётр. Николаевич.

После душевнейшего концерта, горстка журналистов окружила Мамонова в гримёрке. А он как уважаемый старейшина рода восседал перед нами на кожаном кресле, облакачиваясь на него большими сухими ладонями.

- Ой, цветник мой! Ой, любезные мои! Оу йе!!! Что будем говорить? Отвечать на вопросы корреспондентов? А если пьян я?

Я выпимши. Я целый день чего-то выпимши. Думаю: как же идти на сцену выпимши? А так и пошел - выпимши. Кто ж не выпимши в наше страшное время?

Это потому что я пошел такой, какой я есть. И это очень важная тема, если кто записывает. Моими пьяными устами, прости Господи, но скажу все-таки. Смотрите, Христос, господь наш, никого не отринул - ни блудника, ни грешника, ни разбойника. На каких он только повышал голос? На таких, у которых все в порядке... Что я могу сказать про сегодняшний концерт? Ну, плохо я жил последние дни, недостойно. Почему? Да потому что кайфовал. Это мутная яма поганая, в которую я то и дело ныряю, дурак.

Кто что выбирает. Это, не это - какая разница! Кто пьет, кто на иглу садится. Муть это. Зло. Гадость. Кошмар. И я думаю, как же выйти к вам сегодня на сцену. Это де моя работа. Для меня публика дороже даже, чем... не скажу, что других измерений… Не важно. И я думаю, надо выйти таким, какой я есть. И получилось. Ведь в жизни столько лицемерия, фарисейства. Вот когда человек стоит в храме и молится, мол, спасибо, Господи, что я не такой, как этот гад: и это делаю, и то… А тот стоит и бьёт себя в грудь: «Боже милостив, будь ко мне грешному». Это очень важный момент - жить как есть. Это очень трудно, ведь мы играем всегда, волей не волей. Перед своими детьми, на работе. Это самое страшное дело. Но этот путь ты выбрал сам… И детям врешь, и жене, и себе.

Где мера честности - не знаю. Но самое главное - вектор. Спасение - это не результат, а процесс. Главное, куда мы устремлены. Нам кажется, что так все легко, мы выпили, сблудили, мужу изменили. Но мы не знаем, откуда они в нас. Откуда в нас это? А ведь за нас Матерь Богородица и сонм всех святых молится! А один бесёнок маленький нас скочевряживает. Во как происходит. Бог же все держит - значит, он попускает. Значит, это, может, и на пользу будет.

MORS: Существует мнение, что в поисках бога, истины любой путь хорош. Главное - чтобы он делал человека и окружающих счастливыми…

- Давай определимся сначала с терминами. Что есть Бог? Бог есть дух, которого никто и никогда не видел. Дух есть любовь. Любовь - это отдать. Вот и всё.

MORS: То есть конфессии и учения не важны?

- Неееет. Дважды два только четыре. Остальные все ложные боги. Более того - черти. Ложные, значит - черти. Будим этот… всё это…

Сейчас я вам отвечу. (Смотрит на девушку-журналистку ) Вы так ослепительно красивы, что я боюсь даже в вашу сторону поворачиваться. Да простят меня дамы (улыбается). Я просто очень люблю широкоплечих. Жизнь идет к концу, но не моя, а этого мира. Если кто внимательно смотрит. Потому что бабкам все поклонились наглухо, ну, за исключением здесь присутствующих. А в общем и целом ведь так обстоит дело. А конец света так и будет. 666, ИНН - чепуха это всё.

MORS: А как это произойдёт?

- Когда все бабки скопятся в руках одного человека, а по экономическим законам так оно и происходит. Сейчас нами рулят человек 10-15, имён которых мы даже не знаем. Когда у одного все денежки скопятся, он нас и накормит, и заплатит за квартиру, а мы ему поклонимся - вот это и будет Антихрист. Потому что Христос сказал: «Царство моё не от мира сего». Не здесь, а там.

MORS: Сейчас вроде бы как в России идёт возрождение православных традиций…

- Да чепуха это (уставшим голосом). Вот мы с вами какое возрождение православных традиций? Вот я вышел на концерт выпимши. Слава тебе Господи, что концерт получился! А мог и не получиться. Недопустимые вещи. Мы все грешные. И я даю слабинку. Но надо воевать, не опускать руки.

Бес говорит: будет хорошо. У беса как: в яркую оберточку завернул конфетку, а там - виселица. Но я раньше останавливаюсь.

MORS: Это уже прям какое-то хождение по острию ножа.

- Ну а как ты хотела? Ты что ли идеальная? Нет же. У каждого своё - кто хромой, кто слепой. Это всё - больница сплошная, наглухо. Поэтому слепого и отводят в туалет, например, а не говорят: «Козёл ты слепой!» А мы всё о том, о сём: правительство, пенсии - всё не так. Да пускай! Пускай они всё купят.

Коллега журналист задает сакраментальный вопрос: «А вы, Петр Николаевич, богатый человек?»

Я средний класс. У меня дом 800 квадратных метров. (Смотрит на MORS) Пприезжай ко мне, будем с тобой вдвоем миловаться, когда жена умрет (хохочет).

MORS: Хорошо, я учту этот вариант. Пётр Николаевич, говорят (и я отчасти с ними согласна), что в «Царе» вы сыграли самого себя.

- Ну, и в «Такси-блюз», и в «Острове», и в «Царе», Вот ты - попробуй сыграть себя. Встань к зеркалу перед сном. Встань и посмотри на себя: вот я, Таня, или как там тебя…

MORS: Ну да, Таня.

- Да? Ну вот встань погляди без смеха: зачем я живу, зачем я этот день прожила, и тогда кончатся эти «петры николаичи», эти «метания». Останется только твоя душа. Дорожи твоей души нет ничего на свете! Представляешь?! Всё, что ты видим, - небо, вся вселенная, все звезды мельче - ты луч. Ты началась и никогда уже не кончишься. Во какие кайфы! А мы пробегаем мимо, думаем, что завтра умрём.

MORS: Может быть, познав грех, человек лучше понимает…

- Оооо… я всё это уже слышал тысячу раз. Мне вот сын говорит: «Пап, погоди, я вот сейчас немного ещё для себя поживу». А если ты завтра в автокатастрофе погибнешь? Что будет?

MORS: Ну так святым тоже никто не рождается.

- Святость, знали бы вы, это норма жизни. Это не какие-то Серафимы Саровские, это мы все. Апостол Павел говорил: «Вы свои Богу и сограждане святым» - вот это планка, а остальное все туфта. Григорий Богослов говорил: «Лучше летать ниже высоко парящего орла, чем выше мотыльков, стелющихся по земле». Оу йе?

MORS: Ещё вопрос можно? А то я Вас немного побаиваюсь.

- Да конечно, можно Танечка. Ну а что ж с вами-то ещё делать? Окорачивать немножко надо.

MORS: Вам нравится «Царь»? Говорят кино получилось непатриотичным.

- А тебе-то нравится? Вот так и относись к нему. На мой взгляд, чуда там не произошло. Почему? Это вопрос к Господу Богу. В «Острове» произошло чудо, там профессионализма намного меньше, а вставляет больше. «Царь» - это просто плотное хорошее кино. Мы старались. Читали бы вы первоначальный сценарий! Там страшнее раз в 5-7 (имеются в виду кровавые подробности - ред.). Павел Семёнович умудрился переписать сценарий. Изначально там было нечего играть. В «Острове» был прекрасный сценарий: помимо остро религиозных тем, была и событийная линия - а что же будет дальше?

MORS: А Вы сами-то в кино ходите?

- В кинотеатры 3D не хожу. Я это всё уже давным-давно знаю. Я люблю очень кино, изучаю, смотрю. Очень люблю Бурвиля. Смотрю на него и плачу: это же гимн простому человеку - всё по-настоящему.

Когда все автографы были взяты, а все фото сделаны, журналисты направились к выходу. А Мамонов остался наедине с собой. Такой большой. Грозный и уважаемый. Один в своих вопросах и ответах, как будто нашел необычайный клад, но что с ним делать не знает.








































опубликованная версия

за бога, журнализм, слайды, музяка, интервью

Previous post Next post
Up