Если у вас никак не получается забыть какую-то неприятность, возможно, у вас в мозге просто не хватает нейромедиатора гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) - об этом в своей статье в Nature Communications пишут исследователи из Кембриджа, Университета Юты и Университета Гранады.
Они поставили следующий нейропсихологический эксперимент: молодым людям предлагали сыграть в простую игру - следить за тем, какого цвета фигуры появляются на экране, и нажимать в зависимости от цвета фигуры правую или левую кнопку на специальном пульте. Поначалу участники эксперимента нажимали и нажимали на кнопки до тех пор, пока у них это не становилось полностью автоматическим действием.
Но затем правила менялись: если вдруг человек одновременно с картинкой слышал звук, он не должен был ничего нажимать. Теперь выполнять задание становилось сложнее, и некоторые, услышав звуковой сигнал, не успевали затормозить свои пальцы и все-таки нажимали на кнопку - так, как делали это много раз.
Некоторым же, напротив, удавалось быстро усвоить новые правила, так что они на звук реагировали правильно. Очевидно, здесь нужно было забыть, что при появлении фигуры на экране нужно обязательно нажать кнопку, и, как оказалось, быстрее всех это получалось у тех, у кого в гиппокампе было много гамма-аминомасляной кислоты. Участники эксперимента, естественно, прикладывали все усилия, чтобы забыть про ненужное действие, но, повторим, хорошо получалось забывать только у тех, у кого в гиппокампе было много ГАМК.
За активностью гиппокампа следили с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Но про то или иное вещество посредством фМРТ узнать нельзя - томография всего лишь показывает, как работают разные мозговые зоны. Однако авторы работы вместе с фМРТ использовали разновидность метода ядерного магнитного резонанса, который и помог оценить количество ГАМК прямо в живом человеческом мозге.
Гиппокамп считается одним из главных центров памяти, а в нем, как и во всех других мозговых центрах, есть нейроны торможения, задача которых - отключать активность всевозможных нервных цепочек. Нейроны торможения используют для передачи сигналов именно ГАМК, так что понятно, почему у некоторых людей не получалось забыть о том, что нужно всегда нажимать кнопку: нейроны торможения из-за недостатка своего нейромедиатора никак не могли заставить замолчать те нейронные цепи, которые помнили исходные условия задачи.
Раньше считалось, что такие манипуляции с памятью осуществляет префронтальная кора, однако она лишь отдает команду о том, что именно нужно сделать с хранящимися в памяти данными, конкретные же манипуляции с файлами происходят собственно в хранилище, т.е. в гиппокампе. И если у каких-то «работников хранилища» барахлит связь, то команду «сверху» они просто не смогут выполнить.
Тут нужно напомнить, что для здоровой психики важно не только уметь запоминать, но и уметь забывать. Перестройка памяти необходима для обучения - мы уже как-то писали о том, что для того, чтобы что-то запомнить, нужно что-то забыть. Более того, считается, что многие психические расстройства, вплоть до шизофрении, связаны в том числе с тем, что мозг помнит слишком много.
Из ненужной информации появляются навязчивые мысли, которые могут стать причиной постоянной тревоги, депрессии, галлюцинаций и т. д.; собственно, исследования мозга больных шизофренией показали, что у них при жизни были проблемы как раз с нейронами торможения в гиппокампе. И идея лекарства, которое действовало бы на такие нейроны, помогая нам забывать, в свете новых результатов выглядит не только актуальной, но и вполне реальной.