Свадьба -- один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русской живописи!
Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания полотен весьма трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Даже если не брать картины, посвященные суровой судьбе крестьянской женщины и посмотреть лишь произведения про более обеспеченные социальные слои -- купечество, мещанство и дворянство, все равно получается печальненько.
Особенно усердствовали на эту тему передвижники, но общего настроения не избежали и другие художники-жанристы.
Итак, окунемся в бездны слез!
Конечно,
«НЕРАВНЫЙ БРАК» ВАСИЛИЯ ПУКИРЕВА
И также его «ПРЕРВАННОЕ ВЕНЧАНИЕ»
Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым.
Славе полотна способствовали и художественные достоинства, и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это - исследователи спорят до сих пор.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a5/Pukirev_ner_brak.jpg)
Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины - «Двоеженец».
А еще
«ПРЕРВАННОЕ ОБРУЧЕНИЕ»
АДРИАНА ВОЛКОВА
В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский. На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал!
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Interrupted_Engagement_by_A.Volkov_%281860%2C_GTG%29.jpg)
По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.
«К ВЕНЦУ (ПРОЩАНИЕ)» И «ВЫБОР ПРИДАНОГО»
ВЛАДИМИРА МАКОВСКОГО
Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами - фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен - фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, - у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.
На первой из картин изображен трогательный старик, прощающийся с дочерью-невестой. Оба с такими лицами, как будто свадьба - это что-то плохое.
В пандан ей можно привести картину Сергея Грибкова "Перед свадьбой" (1872) года: тут уже страдающая мать.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8e/Vladimir_Makovsky_-_Goodbye%2C_Papa.JPG)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ef/Gribkov-Wedding.jpg)
На второй картине Маковского - невеста, замершая будто агнец перед закланием, ей подбирают приданое и, конечно, эта ситуация для нее невероятно оскорбительна!
Как вы понимаете, писать про счастливых невест в ту эпоху было совершенно не комильфо.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c9/The-choice-of-dowry-1898.jpg)
Брак рассматривался как сделка, а невеста -- как живой товар, с приятным багажом, что подтверждает еще одна обличительная картина, на сей раз Пукирева, "Прием приданого в купеческой семье по росписи" (1873).
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/55/Wassilij_Wladimirowitsch_Pukirew_001.jpg)
На полотне Николая Неврева "Смотрины" (1888) тоже особой радости у девушки при встрече с потенциальным женихом не заметно.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b3/Nevrev_041.jpg)
«ПЕРЕД ВЕНЦОМ» И «ПОСЛЕ ВЕНЧАНИЯ»
ФИРСА ЖУРАВЛЕВА
Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он позже написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.
Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут разговор идет только между отцом и дочерью.
Картину, пытаясь угадать предысторию, называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»…
В более позднем его полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает. Впрочем, может, это жених? Не волнуйся, милая, он скоро помрет!
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Zhuravlev_14.jpg)
В сравнении с этими картинами произведения Федотова -- прямо отрада для сердца, хоть для каких-то женщин сватовство и свадьба были в радость! Хоть они и изображают томление и пугливость.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a3/Pawel_Andrejewitsch_Fedotow_006.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1c/Pawel_Andrejewitsch_Fedotow_001.jpg)
«В ОЖИДАНИИ ШАФЕРА»
ИЛЛАРИОНА ПРЯНИШНИКОВА
Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе все подряд пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся!
Названия иностранных картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/af/Leighton-Till_Death_Do_Us_Part-1878.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a1/Norbert_G%C5%93neutte_-_The_First_Tear.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cf/Eduard_Swoboda_Die_verschm%C3%A4hte_Braut.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5e/Toulmouche_Bride.jpg)
Полотно Прянишникова «В ожидании шафера» из этой традиции бытописательства c подразумеванием какой-то скрытой драмы не выбивается. Но зато тут русский антураж: шубы, самовар, иконы.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/%D0%98%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%92_%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D1%88%D0%B0%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0.jpg)
«СВАДЬБА В ТЮРЬМЕ»
НИКОЛАЯ МАТВЕЕВА
Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными и либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные - боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д.
Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста, увы, не в белом, и брачная ночь вряд ли будет, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/09/Wedding_in_the_jail_by_N.Matveev_%281890%2C_Kishinev_museum%29.jpg)
«ВЕНЧАНИЕ НИКОЛАЯ II И АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ»
ЛАУРИЦА ТУКСЕНА И ИЛЬИ РЕПИНА
Невеста на этих картинах - гессенская принцесса Алиса, в православии - Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, торжествует. Спустя пять лет ожидания ее мечты о браке с любимым, да вдобавок императором, осуществились, как бы ни возражали родственники жениха.
Но мы-то знаем, что эта свадьба - самая печальная из всех. Потому что она настоящая, а не придуманная живописцем. И придет это все в итоге к трагедии не только этой семьи, но целой страны.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ce/Wedding_of_Nicholas_II_and_Alexandra_Feodorovna_by_Ilja_Repin_%281894%2C_Russian_museum%29.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/16/Wedding_of_Nicholas_II_and_Alexandra_Feodorovna_by_Laurits_Tuxen_%281895%2C_Hermitage%29.jpg)
(c) Софья Багдасарова,
для культура.рф, 2015 (по ссылке сокращенная версия)Оригинал взят у
shakko_kitsune в
Картины про несчастных невест в русском искусстве