"Что-то в воздухе" Оливье Ассайаса. Бунтари без причины.

Sep 23, 2013 21:38




«Что-то в воздухе» что-то совсем не зацепил. Не знаю, в чем причина. Может в момент просмотра у меня не было того самого анархического состояния духа, которым пропитано кино. Как оказалось, фильм посвящен бурной молодости режиссера Оливье Ассайаса. И это мое первое знакомство с его творчеством. Конечно, надо было «Что-то в воздухе» перевести как «После мая». Именно так все это дело звучит по-французски. Было бы куда правильнее, ибо фильм наглядно демонстрирует, к чему пришла французская молодежь после революционного мая 1968.

Фильм начинается определенно за здравие, когда кудрявый молодой человек днем вырезает на школьной парте значок анархии, а вечером участвует в полицейских погромах с коктейлем Молотова в руках и с кучей листовок анархистского толка в рюкзаке. Бодренькое начало куда-то испаряется, и кино скатывается к откровенному занудству, когда два часа тянутся медленно, кадр за кадром повторяя показанное ранее. Возможно, от этого фильма я ожидала некоего образа и подобия «Мечтателей» Бертолуччи, которых люблю бесконечно. В принципе, тематика вполне схожая: секс, кино, революция. Со скидкой на то, что в «Мечтателях» было больше кино и секса, а революция проявлялась лишь бюстиком Мао на столе, антивоенными разговорами плавающих в ванне трех юных обнаженных созданий и спонтанным выступлением с коктейлем Молотова под Эдит Пиаф ближе к финальным титрам. Здесь же сплошная революционная борьба, выполненная в документальной стилистике, когда кажется, будто режиссер в замочную скважину подслушивает и подглядывает за тем, как закалялась сталь. Диалоги нарочито кратки, конкретны, больше отсылают к агиткам, чем к живому человеческому общению. Когда же речь идет не о политике, герои предпочитают молча смотреть в камеру отсутствующим взглядом. Фильм лишен каких-либо чувств, эмоций, страстей. Молодые актеры играют без энтузиазма. Как-то все спонтанно, хаотично, не по делу получается. У режиссера кино сводится к анархистским граффити, листовкам и плакатам. Просто документальная хроника студенческих волнений.

Личная драма главного героя по имени Жиль показана скомкано. За два часа экранного времени ей уделено в совокупности минут десять, в которые впихнуты две барышни. С одной из них он спал, катался на велосипеде и дарил свои картины. С другой тоже спал, ехал в поезде и рисовал обнаженной. Кстати, по уровню дамской обнаженки «Что-то в воздухе» не уступает тем же «Мечтателям»: барышни раздеваются много и зачастую не по делу. Душевные мытарства главного героя как-то не особенно впечатляют и в принципе оставляют равнодушным. Ну да: раздавал газеты, участвовал в акциях, беседовал с отцом о комиссаре Мегрэ, метался между двумя барышнями, рисовал картины, печатался в журнальчике, нашел себя в кино. Такое вот житие-бытие. И все это размазано на два часа. Хотя можно было сделать более лаконично и динамично, ведь поле для режиссерских воспоминаний и экспериментов просто огромное.

Понравились разве что акварели главного героя. И красивая длинноволосая девушка в белой блузке на фоне солнечных бликов и полевых цветов…

Мой рейтинг **
Previous post Next post
Up