Оригинал взят у
alder_zp в
Стихи Булгакова Он совершенно прав, этот челябинский школьник тульский воин.
"Записки на манжетах"
Забавляет то, как сходятся мнения абсолютных профанов и специалистов. А те, кто посередке, мягко говоря, не взлетают.
Ну вот, смотрите.
Некто просит стихов Булгакова, а над ним стебутся и предлагают в соавторы Вертинского. Решенный вопрос, мда.
.........................................................
Слово самому:
«Печка давно уже сделалась моей излюбленной редакцией. Мне нравится она за то, что она, ничего не бракуя, одинаково охотно поглощает и квитанции из прачечной, и начала писем, и даже, о позор, позор, стихи! С детства я терпеть не мог стихов (не о Пушкине говорю; Пушкин - не стихи!), и, если сочинял, то исключительно сатирические» (письмо П. С. Попову от 24 апреля 1932 года).
Стихи на случай сохранились. Один черновик. Слово
М. О. Чудаковой:
"Листок датирован 28 декабря 1930 г. и озаглавлен «Funеrailles» («Похороны»). Это - черновые наброски стихотворения, начинающегося строкою «Надо честно сознаться...», открывающей исповедально-итоговый его характер.
В тот же миг подпольные крысы
Прекратят свой флейтный свист,
Я уткнусь головой белобрысою
В недописанный лист.
Далее пишутся и тут же одна за другой зачеркиваются (работа шла совсем не так легко, как над прозой!) строки, развивающие тему исповеди и трагического конца: «Вероятно, собака залает... завоет... Пожалеет испорченный стол... Не раз поганой ложью я пачкал уста Темна и не чиста». Наброски обнаруживают близость к некоторым излюбленным мотивам автора:
Почему ты явился повитый
Почему раздроблен рот
Ты в бою убитый
Меня обнимет монах.
Первые три стиха заставляют вспомнить «Красную корону», где младший брат с обвивающей лоб и напоминающей красную корону или венчик кровавой повязкой является герою по ночам. Второй стих, кроме того, использует деталь описания гибели Берлиоза. «Монах» же - в одном ряду с теми монашками, которые пугают «Мольера» в начале «Кабалы святош» и являются в час его смерти, а также с «Черным монахом» Чехова, упоминания о котором есть и в переписке писателя.
Вспомню ангелов, жгучую водку
И ударит (мне) газом
В позолоченный рот.
Почему ты явился непрошенный
Почему ты (не кончал) не кричал
Почему твоя лодка брошена
Раньше времени на причал?
Есть ли достойная кара
Под твоими ударами я, господь, изнемог
.................................
Почему ты меня не берег?
Почему он меня подстерег?
Тема гибели развивалась в последних черновых стихах (стихотворение, возможно, так и не было закончено), говорящих о «дальних созвездиях», в которых «загорится еще одна свеча».
Своего рода образцом для этого стихотворения послужили, на наш взгляд, предсмертные стихи Маяковского (второе лирическое вступление к поэме «Во весь голос»). Строфа, включенная в письмо, адресованное «Всем» и распечатанное сразу после смерти в газетах, -
Как говорят «инцидент исперчен»
Любовная лодка
разбилась о быт
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей
бед
и обид -
была, быть может, первым стихотворением Маяковского, затронувшим Булгакова и отразившимся более полугода спустя в его собственных стихотворных опытах - в единственных двух строках, производящих впечатление законченности:
Почему твоя лодка брошена
Раньше времени на причал?"