БУЛГАКОВ И «БЕСЫ». ЧАСТЬ 4: Бог и чёрт в «Мастере»

Mar 08, 2020 16:02

В работе «Без Бога… Роман Ф.М. Достоевского «Бесы». Статья 1» Т. Касаткина пишет: «Весь роман «Бесы» представляет собой эксперимент сродни тому, который хочет поставить один из идеологов романа, Кириллов, желающий для осуществления высшей славы и свободы человека «избавить» его от Бога» [с. 2] и показывает, как это отражено в поэтике произведения. «И все-таки имя Бога не покидает страниц романа, Бог, как бы не замечаемый персонажами, постоянно присутствует там - поминаемый в божбе или философских спорах» [там же, с. 3].

Те же элементы: божба, философские споры, а также имена собственные с корнем «-бог-/-бож-» вроде Степана Богдановича - присутствуют в романе «Мастер и Маргарита». И хотя при чтении может показаться, что чаще персонажи чертыхаются, т.к. это подчёркивается, обсуждается, а метафора «чтоб меня черти взяли» реализуется буквально, тем не менее подсчёт вхождений даёт понять, что баланс сил в романе примерно соблюден.

Я говорю «примерно», так как иногда непросто определить, включать какое-либо слово в подсчёт или нет. Например, понятно, что из общего корпуса буквосочетаний «*бог*» нужно удалить 9 вхождений типа «любого» или «обогнать». Но не так просто решить этот вопрос в случае со словом «богатый» (5 вхождений) или «обожать» (3 вхождения), а в случае с корнем «черт-» 12 вхождений приходятся на слова «чертить» (4), «черты/черта/очертания» (7), «чертоги» (1), но какие это вхождения!

«Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново».
«Иисус у него получился ну совершенно живой, некогда существовавший Иисус, только, правда, снабженный всеми отрицательными чертами Иисус».
«- Потому, - ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, - что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила».
«Растерянно ухмыльнувшись, Никанор Иванович и сам не заметил, как оказался у письменного стола покойника, где Коровьев с величайшей быстротой и ловкостью начертал в двух экземплярах контракт».

А как быть с другими случаями? Например, с персонажем, которого мы встречаем в сценах в карательном театре:
«Из кулис тут вышел артист в смокинге, гладко выбритый и причесанный на пробор, молодой и с очень приятными чертами лица». Что здесь - ничего или предупреждение?
Ещё из речи того же персонажа: с «чертовой матерью» всё ясно - включать в выборку, а как быть с «чертогами»?
«Но, как видите, ничего этого не случилось, никакие нимфы не сбежались к нему, и музы ему дань не принесли, и чертогов он никаких не воздвиг, а наоборот, кончил очень скверно, помер к чертовой матери от удара на своем сундуке с валютой и камнями».
Или «черты» в описании индуцированного нечистью полёта Маргариты:
«По тому, как внизу два ряда редких огней слились в две непрерывные огненные черты, по тому, как быстро они пропали сзади, Маргарита догадалась, что она летит с чудовищной скоростью, и поразилась тому, что она не задыхается».

Я считаю эти случаи, когда нет 100%-ной ясности и уверенности, включать или не включать, прекрасной иллюстрацией того, как Бог может присутствовать в неожиданных местах и жизненных явлениях, и в романе, так же как и в жизни, на событиях и людях не стоит печать и не висит ярлык божественного - или его противоположности.

И пришло время сослаться на себя, поскольку ту же функцию в романе выполняет другой элемент - образ ласточки, который появляется в сцене Пилатова суда и отсылает к «Фаусту», к песне хора («Летает ласточка на воле»), которая заканчивается словами:
«и всюду бог, и всюду бог!
Хвала ему! Хвала ему! Хвала!»
Отрывок венчает слово «Бог».

***

Word и я посчитали вхождения слов/корней, которые тяготеют к полюсам бог/черт в романе «Мастер и Маргарита»:
  • «-Бог-» - 95 вхождений (в т.ч. «богатый» - 5).
  • «-Бож-» - 16 (в т.ч. «набожный» - 2, «обожать» - 3, Божедомка - 1, божился - 1).
  • «Иисус» - 18.
Всего 129
  • «-Черт-» - 90 вхождений (в т.ч. 12 вхождений приходятся на слова «чертить» - 4, «черты/черта/очертания» - 7, «чертоги» - 1);
  • «дьявол» - 14 вхождений;
  • «сатана» - 10 вхождений;
  • «нечистый» - 10 вхождений.
Всего 124

А где же «бесы»?
С ними сложнее и интереснее. Слова «бес» в романе как бы мало - 3 бесспорных вхождения («бесовский», «бесновался» и «взбесившуюся»), да ещё «бис» - 13 вхождений (в т.ч. «Садовая, 302-бис» - 11 и «Куролесов, бис, бис!»).

Если оставить в стороне вариант «бис», всего в романе 188 вхождений матрицы *бес*. Сразу оговорю, что 5 из них приходится на слово «небесный» (хотя «не»+«бес»?) и 1 - на слово «балбес». Чаще всего *бес* встречается в форме, казалось бы, обычной приставки. Но распределение уж очень интересное: словами с матрицей *бес* чаще всего обозначены понятия, связанные с узловыми моментами романа:
  • «беспокоить/беспокойный» - 49 вхождений (26%) - «бесы» + «покой»?;
  • «беседа/беседовать/собеседник» - 23 вхождения (12%).
Других существенно меньше:
  • бессмысленный - 12
  • бесследно - 10
  • бессмертие - 9
  • беспорядки - 8
  • бесшумный - 7
В общем, «бесы» в романе «Мастер и Маргарита» обнаружатся, если вслушиваться в него, как в музыкальное произведение, и воспринимать на уровне звукописи. В этом случае баланс сил в романе будет существенно сдвинут в сторону бесов.

касаткина, бесы, мастер и маргарита

Previous post Next post
Up