Я, правда, очень хотела рассказать о каком-то приятном и вкусном кусочке Швеции, но по поводу этого типично шведского, хоть и все-скандинавского явления не могу промолчать, тем более что на днях оно в очередной раз поразило меня в самое ценное - в рот. Как кто-то мог догадаться, я о лакрице. Лакрица - это такое растение, на вид безобидное (по крайней мере, на картинках), по свойствам - полезное, применяемое в медицине (например, средства от кашля), для технических нужд (при изготовлении гуталина, например, мимишечка, да?) и пищевой промышленности. И тут, внимание, начнинается подвох. Потому что в малых, нет, в малюсеньких дозах использование лакрицы может остаться незамеченым, но скандинавам вообще и шведикам в частности подавай сильные ощущения. Дальше всех шагнули в этом вопросе финны - вот как хотят быть полноправными лакричными членами скандинавского сообщества - у них производится ликер с лакрицей. Может и у шведиков такое есть, не удивлюсь.
Чем так ужасна лакрица? Как в анекдоте про "неет, шампанским этот вкус не перебить" - вкус лакрицы перебить нельзя вообще ничем. Может, помогут сильно действующие вещества, например, чеснок, но тогда станет яснее ясного, что не ту траву назвали рвотным корнем. То есть надо смиренно ждать, закусывая и запивая всем подряд, пока вкус лакрицы, великий и ужасный, не изволит сам покинуть вкусовые рецепторы несчастного.
А вкус у нее знатный. Это смесь соленого, сладкого и противного, с каким-то наиболее гадким подтоном, похожим на анис, горчинкой как у кампари, абсолютно тошнотворным привкусом простуды (это чтоб не сказать соплей).
Когда я пишу про вкус лакрицы, я подразумеваю вкус лакричных конфет, сам корень грызть не доводилось, слава Одину. Этих конфет здесь в избытке - самых разнообразных видов. Часто лакричные конфеты входят в состав наборов каких-то безвредных желейных ассорти, и иногда - только из них и состоят. Узнать лакричный ужас просто - конфеты черного цвета. Иногда маскируются в серый, если чем-то белым сверху присыпали. Лакрицелюбители различают соленую и сладкую лакрицу, но это ж годы тренировок на выносливость.
Казалось бы - знаешь, какова лакричаня конфета на вид, на цвет, и на вкус - ну не покупай, да? Логично. Я и не покупаю, и состав закрытых сладостей читаю внимательно. Особо тяжело было на Хэллоуин, когда все тематические конфеты были черными - разве что зеленые черепа удалось найти. Но. Но есть такая коварная вещь, как конфеты на развес. Их миллион видов, лопаточки и самообслуживание - там и орешки в шоколаде или корице, и что-то навроде рахат-лукума, и розовые ириски, и шоколадные конфеты и много чего еще. И, кончно, островки угрозы - лоточки с черными штуками как буквально вестники апокалипсиса. Ну что - из тех лоточков конфеты не берем. А из остальных, что понравится - то и берем. А дома. После надкусывания милой симпатичной круглой белой конфетки оказывается, что внутри - любимое шведкое лакомство. Ну какое коварство - замаскировать лакрицу под невинную сладость. Отрава обнаружилась еще в желых продолговатых жевательных конфетах, и сиреневые теперь тоже выглядят очень подозрительно, страшно к ним подступиться.
Впрочем, есть у меня один знакомый не-швед, который любит лакричную гадость. Думаю, он какой-то подкидыш.
Шведики, мне кажется, лакрицу любят все. Рассказывают, что детей ее есть буквально заставляют, и за каких-нибудь 7-8 лет лакричых принуждений шведята привыкают и едят ее сами и добровольно. Иностранцам же приходится страдать. В одной шведско-немецкой семье муж отказывается целовать жену, после того как она съест лакрицу. Так и живут - она хранит верность ему, но иногда изменяет с лакрицей, когда решит, что не в муже едином счастье, а шведские девушки тоже любят лакомства. Свои, скандинавские.
Истинный облик лакрицы: