В своем первом посте в сообществе
я хочу поговорить о косметических средствах для волос и их эффективности, опровергнув некоторые из мифов, которые ходят вокруг косметики.
Сначала небольшая предыстория. Однажды, копаясь на форумах бескрайнего интернета, я где-то прочитала информацию о Поле Бегун (Paula Begoun), (
http://www.paulaschoice.com/who-we-are/about-paula/) которая в Штатах тестирует косметику и пишет на нее отзывы. Уже 30 лет Пола исследует косметику, руководствуясь научными исследованиями, опубликованными в американских профессиональных журналах.
Меня это очень заинтересовало, и я начала глубже в это погружаться - прочитала 500-страничную книгу Полы «The Original Beauty Bible», («Библия Красоты», я читала ее в оригинале, на английском, благо, языком владею в совершенстве), а потом еще 2 ее книги - «Don’t Go Shopping for Hair-Care Products Without Me» («Не покупайте без меня средства по уходу за волосами») и «Don’t Go Shopping to Cosmetics Counter Without Me» («Не покупайте без меня косметические средства»).
На русском языке из трех этих книг издавалась лишь «Библия Красоты», одним маленьким тиражом в 5000 экземпляров в 2008 году (
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4001486/). Ее невозможно купить - весь тираж распродан. Поэтому я даже не могу посоветовать вам ее приобрести, увы - могу лишь порекомендовать прочитать этот кладезь полезной информации на английском языке (
http://www.amazon.com/Original-Beauty-Bible-Facts-Ageless/dp/1877988332/ref=sr_1_3?s=books&ie=UTF8&qid=1389377115&sr=1-3&keywords=paula+begoun)
Информация для этого поста взята из книги Полы Бегун «Don’t Go Shopping for Hair-Care Products Without Me», перевод мой.
Итак, приступим:
Миф первый: Дорогие средства для волос лучше, чем недорогие. Женщины, которые тратят больше средств на средства по уходу за волосами, лучше выглядят.
Знаете ли вы о том, что большинство компаний, производящих «салонные» продукты - продукты для волос, на которых стоит отметка «профессиональное использование», «для продажи только в салонах красоты» - производит еще и продукты для волос, которые продаются в супермаркетах или аптеках?
Концерн L’oreal владеет марками L’oreal Professionel, Kerastase, Redken, Matrix, Kiehl’s, the Body Shop и Garnier Fructis. Разнообразный набор, правда? А ценовая политика какая разнообразная…От дешевого Garnier Fructis, который можно найти в магазинах типа Ашана, до люксового Kerastase, который продается «эксклюзивно в салонах», с неподьемным ценником. Или Kiehl’s, который вообще имеет именные корнеры и стоит, впрочем, недешево.
Почему это так? И значит ли это, что продукты для волос, продающиеся в разных форматах ритейла (супермаркет - салон - отдельные
магазины) имеют какие-либо разительные отличия? Я сделаю маленькое лирическое отступление, которое продемонстрирует вам, почему продуктов для волос так много - что в супермаркетах, что в салонах, где угодно.
Одна из книг, которая в свое время меня очень удивила, называлась «Менеджмент. Маркетинг» под авторством Филиппа Котлера.
Я серьезно! Мне в сердце запали азбучные истины маркетинга, что «товар должен быть нацелен на определенный сегмент покупателей, каждый товар обслуживает свою нишу», «товар должен дифференцироваться и быть отличным от других товаров на рынке», «у потребителей есть психологическое восприятие цены, если товар будет стоить слишком дешево»...
Я рассказываю это потому, что нахожу аналогию в том, как функционирует на рынок косметических средств для волос (и не только средств для волос, кстати) - а именно, что само качество продукта и стоимость его производства редко в современном мире определяют стоимость продукта, а важно позиционирование («хм, леди с деньгами предпочитают люксовую продукцию») и дифференциация (команда бренд - менеджеров часами думает, как можно придумать хотя бы минимальные отличия, чтобы представить их в рекламе двух практически идентичных продуктов, «имидж пепси» против «имиджа колы»), я не шучу. Истина состоит в том, что часто нас, потребителей, вводят в заблуждение, пытаясь найти различия там, где их нет, и устанавливая цены, которые никак не завязаны на качество продукта.
Так и в случае с продуктами в разных форматах ритейла - имеет место маркетинговый трюк «дифференциация продукта по каналам продажи», который означает, что, даже если продукты в целом схожи, то можно создать иллюзию их различия (и, соответственно, уникальности) путем продажи в разных торговых точках.
Настораживает! А насколько же действительно различается состав средств для волос?
Например, шампунь и кондиционер Wella Professional стоят 544 рубля и 674 рубля соответственно, за объем 200-250 мл (
http://www.cosmoprofi.ru/prop/wella/3920.html). Компанией Wella владеет Procter & Gamble, концерн, который владеет еще марками Herbal Essenses, Pantene Pro-V, Shamtu, Head & Shoulders и Londa. Шампунь и кондиционер Pantene Pro-V стоят по 150 и 145 рублей соответственно, за тот же объем, что и шампунь и кондиционер Wella Professional. Разница в цене в четыре раза! Вопрос: а почему? Неужели потому, что в средствах Wella и Pantene, произведенных одной и той же компанией, содержатся кардинально разные ингредиенты и - судя по цене продуктов Wella - ингредиенты в одном из них на порядок лучше?
"Между составами продуктов для волос на самом деле гораздо больше сходства, чем различий, что бы не утверждалось на этикетке" - утверждает Пола Бегун. Химики, занимающиеся разработкой средств для волос, не работают для одной-единственной компании, а работают для многих - поэтому нет никаких оснований полагать, что у кого-либо из производителей средств для волос есть «секреты», недоступные остальным. К тому же, если появляются новые, эффективные ингредиенты - сведения о них публикуются в научных журналах, где тестируется их эффективность - и такие журналы доступны всем, что вновь подтверждает отсутствие «уникальных» ингредиентов.
Типичное средство для волос состоит из воды на 50-90 %. Загустители, очищающие ингредиенты, ингредиенты для стайлинга, и кондиционирующие ингредиенты, которые находятся в продукте и делают средство для волос таким, каким мы привыкли, составляют от 9 до 49 % объема в составе. И только один процент - а может, и меньше - составляют те ингредиенты, которые, нам представляется, мы покупаем - «протеины», «пантенол», «витамины», «экстракты растений». Что означает, что доля ингредиентов, о пользе и уникальности которых заявляют производители, ничтожно мала, настолько мала, что не оказывает практически никакого воздействия на эффект средства, выступая просто как «маскировка» для химических веществ в составе средства.
Мы приходим к выводу, что бонусы дорогих средств для волос не очевидны - если существуют более дешевые аналоги с похожими или идентичными формулами, зачем переплачивать? Сэкономив на продуктах для волос, инвестируйте сэкономленные средства в хорошую стрижку у квалифицированного стилиста - эта трата явно окупится, в отличие от покупки дорогих средств для волос.
Миф второй: Продукты для волос, предназначенные для продажи в салонах, гораздо лучше тех, что продаются в супермаркете или аптеке.
Мы уже выяснили, что истина состоит в том, что в мире продуктов для волос разброс химических формул не так уж и велик. Поставщики косметических ингредиентов, которые поставляют на заводы производителей косметики свой товар, поставляют примерно одинаковый набор ингредиентов одного и того же качества. Из этих одинаковых ингредиентов составляют примерно одинаковые формулы средств по уходу за волосами - если вы в это не верите, возьмите пару разных шампуней на полке, сопоставьте состав, и убедитесь, что там практически одни и те же ингредиенты.
Многолетние исследования Полы Бегун показали, что и среди «салонных» продуктов, и среди «масс-маркет» продуктов есть как и хорошие, так и отвратительные средства. Ни цена, ни «салонный» имидж продукта для волос явно не являются гарантией от неудачной покупки.
Зато рекомендация профессионала, касающаяся того, какой тип продукта подойдет вашим волосам, уже заслуживает внимания! Но - будьте осторожны: парикмахеры не являются специалистами по химии и часто не представляют, что именно входит в состав средств для волос. Часто парикмахерам проводят обучение представители той или иной «салонной» марки, рассказывая о всех бонусах своей продукции - которая впоследствии закупается для салона - а парикмахеры пересказывают клиентам истории о замечательном качестве средств, на которых они работают (о котором им поведали - кто бы мог подумать! - менеджеры по продажам этих самых салонных марок). Я ни в коем случае не умаляю их профессионализма - просто запомните, что качество средства от цены не зависит, и, когда вам рекомендуют что-то в салоне, спросите про более бюджетную альтернативу того же самого средства. Профессионал наверняка найдется, что ответить.
Миф третий: Недорогие средства для волос разбавлены водой и неэффективны, а дорогие средств для волос концентрированы и поэтому более эффективны.
На самом деле - неэффективные разбавленные средства могут быть и дешевыми, и дорогими. Не существует никаких доказательств, что имеется четкая зависимость между ценой и концентрацией средства.
Что действительно эффективно и способно сделать волосы потрясающими, так это использование профессиональных техник - при мытье волос и при укладке. Лучше потратить время, которое вы бы потратили на выбор средств для волос, на то, чтобы обучиться обращаться со своими волосами максимально бережно и использовать технические приемы, которые используют парикмахеры - например, укладка волос на круглую щетку, укладка с помощью диффузора, правильный угол наклона фена при укладке волос, и так далее. Это гарантированно поможет вам выглядеть лучше.
Миф четвертый: Недорогие средства для волос вымывают краситель из волос, а дорогие средства для волос сохраняют их цвет гораздо лучше.
Опять же, нет прямой зависимости между ценой средства и эффективностью сохранения цвета. Нужно в первую очередь смотреть на состав, и хорошие продукты бывают как и в салонах, так и в супермаркетах. Это основной принцип, который нужно помнить.
Расскажу вам и о том, как лучше сохранить цвет окрашенных волос.
Основными причинами вымывания цвета из волос являются: 1) соприкосновение с водой, 2) горячие приборы для стайлинга (утюжки и фены), 3) чересчур частое мытье головы (каждый день - явно перебор); 4) воздействие солнца. Именно эти факторы оказывают решающее воздействие на интенсивность вымывания цвета из волос, а не мытье шампунем, на этикетке которого не указано, что он "предназначен для окрашенных волос".
На самом деле, средства для волос, которые позиционируются как предназначенные для окрашенных волос, ничем не отличаются от обычных шампуней и кондиционеров, которые «вроде как для мытья окрашенных волос не предназначены». Не существует таких ингредиентов, которые помогали бы сократить вымывание цвета из волос. Тот же самый комментарий относится к средствам, которые помечены как «безопасные для окрашенных волос». Зато ограничение механического и солнечного воздействия на окрашенные волосы реально помогает сохранить их цвет!
Правда состоит в том, что большинство ингредиентов в средствах для волос и так достаточно мягкие, чтобы не усиливать вымывание цвета, которое неизбежно происходит при соприкосновении волос с водой. Даже спирт в составах средств по уходу за волосами не способен негативно влиять на сохранность цвета, поскольку он практически сразу испаряется.
Сохранить цвет волос поможет следование следующим правилам:
1) Использовать, когда это возможно, сухой шампунь для волос вместо обычного;
2) Носить шляпу или другой головной убор в солнечные дни;
3) Подбирать средства для волос соответственно своему типу волос. На самом деле, это единственное на самом деле существующее отличие в формулах средств для волос, в отличие от «специальной формулы для окрашенных волос». Если у вас сухие или поврежденные волосы (что чаще бывает у обладательниц окрашенных волос), а также, тонкие волосы - то используйте продукты, помеченные «для сухих волос», «для поврежденных волос» - в состав этих средств включены жирные кислоты и масла, придающие средствам тягучую, тяжелую, «кремовую» текстуру. Если же волосы окрашенные, а кожа головы при этом жирная, или, если у вас густые жесткие волосы, то избегайте жирных кислот и масел в составе.
Миф пятый: Натуральные ингредиенты гораздо лучше для волос, чем синтетические.
Длинный список включенных в средство для волос экстрактов «ценных растений» выглядит привлекательно, однако, польза от этих добавок не более чем умозрительная. Из научных исследований, опубликованных в профессиональных журналах, следует, что не существует таких экстрактов растений, которые помогают очищать волосы, смягчать их, или фиксировать после укладки.
На самом деле, большинство натуральных ингредиентов, включенных в состав продуктов для волос, имеются там исключительно для рекламных целей, и практически не влияют на эффективность того или иного продукта.
Кроме того, на рынке средств для волос существует тенденция именовать «натуральными» те ингредиенты, которые на деле не являются таковыми. Даже ингредиенты, которые получены из таких натуральных продуктов, как кокос, пальмовое дерево, шелк, пшеница, молоко или соя, теряют свою натуральность, когда их превращают в очищающий или смягчающий компонент, включаемый в состав средства для волос. Было бы более корректно написать на этикетке «произведены из натуральных источников», а не включать натуральные ингредиенты сами по себе в этикетку с составом, но производители под давлением «тренда на натуральность» не решаются на это.
Миф шестой: существует окрашивание волос, которое не вредит волосам.
Не важно, что утверждают в рекламе - окрашивание всегда вредит волосам, если это устойчивое окрашивание, и в составе содержится пероксид (перекись водорода). Подавляющее большинство красок на рынке функционирует подобным образом.
Для того, чтобы изменить цвет волос, необходимо разрушить кутикулу - оболочку, которая защищает ядро волоса, и «вытянуть» собственный цвет волос - только тогда молекулы краски смогут проникнуть внутрь волоса и изменить его цвет. За разрушение кутикулы отвечает щелочная среда, которая создается аммиаком или другими веществами с похожим эффектом. А за «вытягивание» собственного цвета из волоса как раз ответственен пероксид (средство на основе пероксида называется «окислитель»).
Таким образом, изменение цвета волос практически неизбежно связано с использованием пероксида (кроме красителей вроде Ellumen, у них другой принцип работы), а, значит, с ухудшением качества волос. Волосы видимо портятся после окрашивания потому, что чешуйки кутикулы уже не такие гладкие, как до окрашивания, а приподнятые - и поэтому волосы выглядят как солома и не отражают свет, как это происходит со здоровыми волосами.
Так называемые «безаммиачные» краски работают по тому же самому принципу - просто вместо аммиака используется другое вещество, которое создает щелочную среду. Единственным бонусом безаммиачной краски является менее противный запах - и на том спасибо.
Как ваши впечатления? Что вы думаете по этому поводу?
Поделитесь в комментариях!
Оригинал взят у
safronov1971 в
Разоблачение мифов: правда и ложь об уходе за волосамиОригинал взят у
agizatullina в
Разоблачение мифов: правда и ложь об уходе за волосами