Первая Мариинка

Mar 27, 2019 20:35


Сейчас под Мариинкой большинство понимает исключительно Мариинский театр. Но ещё сто лет назад всё было иначе, и Мариинкой был вовсе не театр, а гимназия (причем не одна) имени Императрицы Марии, фактически пришедшая в середине XIX века на смену Смольному и другим институтам.



Император Николай II перед гимназистками. Предположительно 1900-е.



28 марта 1858 года, спустя почти сто лет после открытия Смольного, в Империи специальным указом Императора Александра было учреждено первое женское училище «для приходящих девиц». Фактическими создателями стали принц Петр Ольденбургский и Николай Вышнеградский, один из ведущих педагогов Империи своего времени, известнее которого был, разве что, инспектор классов Смольного Константин Ушинский.

Новое училище носило имя Императрицы Марии (скорее всего, жены Императора Павла I, которая очень заботилась об образовании народа, а может быть - Марии Александровны, супруги самого Александра II). Почти сразу и ученицами, и окружающими длинное название «Мариинское женское училище» было сокращено до простого и короткого: его стали называть Мариинкой, и именно это название и закрепилось за ним до самой революции и последующего закрытия учреждения.



Слева направо: Ксения Берман, Царскосельская женская гимназия; неизвестная девочка, Петербургская женская гимназия; Валерия Гущина, Бугурусланская женская гимназия.

Уже через месяц после подписания высочайшего указа, 19 апреля, училище открыло свои двери. Принимали туда девочек девяти-тринадцати лет, причем почти всех сословий. В первый год в учреждение были приняты 162 две девочки самого разного происхождения: от дочерей священников до чиновничьих дочек. К 1862 году в училище обучалось уже 600 девочек, а само оно было переименовано в Мариинскую женскую гимназию.



Гимназистки на уроке. Архивное фото.

Все предметы в гимназии делились на обязательные и дополнительные, за которые родителям нужно было доплачивать. К обязательным причислялись русский, французский и немецкий языки, география, русская словесность (иногда называемая литературой), Закон Божий, всеобщая и отечественная история, математика, естествознание, рисование и рукоделие. Дополнительно же девочки могли учиться танцам, игре на инструментах и английскому, который в ту поре ещё не был в таком почёте, как сейчас.

В отличие от большинства институтов, в гимназиях уроки действительно были настоящими, а не показными, и идеальной считалась вовсе не та ученица, которая лучше всех приседала в реверансе. По первому Уставу Мариинки, составленному принцем Ольденбургским, класс должен был «сколько возможно больше походить на семью», между ученицами и наставницами отношения должны были быть доверительными, а на уроках вовсе не должны были стремиться к мёртвой тишине, ведь это противоречило природной живости детей и убивало у них интерес к учению. Вполне возможно, что именно благодаря некоторым новаторским дисциплинарным послаблениям успеваемость гимназисток была куда выше, чем в институтах и чем предполагали престарелые скептики. Устав Петра Ольденбургского действовал до самой революции и последующего закрытия Мариинок.



Урок домоводства. Город Кыштым, 1917. Фото с сайта photohistory.info

Буквально через три-четыре года, когда успех училища стал очевиден для всех, подобные образовательные учреждения стали открываться по всей России, и к 1911 году в Империи насчитывалось тридцать пять Мариинок: в Баку, Вологде, Казани, Уфе, Ярославле, Симбирске, Нижнем Новгороде, Царском Селе, Одессе и многих других городах.



В 1864 году при семилетней гимназии открылись восьмой и девятый классы для тех учениц, которые в будущем хотели преподавать. Именно на педагогических курсах Мариинки девушки впервые стали изучать анатомию, физиологию, и, возможно, ещё несколько предметов, до которых ранее допускались только мужчины. Позже на базе этих курсов был создан первый Женский педагогический университет.

Однако к началу восьмидесятых гимназический курс был приближен к институтскому, из-за чего произошло понижение уровня образования. И все-таки знания, получаемые «приходящими девицами» были на порядок выше, чем у их ровесниц-институток... К тому же, была в этом уравнении и положительная сторона - во всех женских гимназиях, которых к тому моменту по образцу петербургской открылось уже немало, программа обучения стала одинаковой.



Слева направо: София Парнох, Таганрогская женская гимназия; Надежда Забаева, Иваново-Вознесенская женская гимназия; неизвестная девочка, Астраханская женская гимназия.

Изначально формы в гимназии не существовало, и все, чего требовали от учениц - быть опрятными, аккуратными, одеваться не слишком шикарно. Однако, если судить по поздним фотографиям учениц, форма все-таки была введена. Девочки носили черные или коричневые платья с фартуками, цвет которых также варьировался - от всё тех же черного и коричневого до парадного белого.

Но, как и в любой школе, в Мариинке некоторые правила касательно одежды доводились до абсурда. Так родители учениц Царскосельской Мариинки во время Первой Мировой войны жаловались, что девушек заставляют зимой переобувать сапоги на туфли, думая, что уличной обувью они испачкают пол. И это при том, что катастрофически не хватало скамеек, а пол в холле был явно не самым чистым и теплым местом в гимназии…



Мариинские гимназии просуществовали чуть больше шестидесяти лет - последней, в 1920-м, закрылась Царскосельская Мариинка. За всё время своего существования эти гимназии выпустили огромное количество образованных девушек, многие из которых были очень и очень известны. В разное время в Мариинках учились поэтесса Анна Ахматова, Татьяна Мельник-Боткина (дочь лейб-медика Императорской семьи) и даже, согласно некоторым источникам, Ольга Книппер-Чехова.

Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог. 

XIX век, Образование, XX век, Россия, Быт РИ

Previous post Next post
Up