Не так давно мною была рассмотрена тема платьев в XIX веке:
Сто лет моды. Как одевались женщины в 1801 - 1901г.г. Как было сказано в предисловии, современные люди о женской одежде двухвековой давности представление имеют весьма смутное. А в отношении мужских нарядов оно и вовсе почти отсутствует. Снова попробуем разобраться в хитросплетениях модных тенденций девятнадцатого столетия.
1801 - 1830
В годы правления Императора Павла, то есть с 1796 и по 1801 годы, «французские» наряды в Российской Империи были запрещены. Однако, почти сразу после его смерти новый Император, Александр, возвращает все на свои места: спустя всего несколько дней столичные щеголи с облегчением меняют треуголки на шляпы, мундиры (за исключением служащих) на фраки, а ботфорты - на сапоги с отворотами. Возможно, именно благодаря пятилетнему запрету Павла на подобную одежду ампир в мужской моде продержится несколько дольше, чем в женской.
Колин Фёрт в образе мистера Дарси ("Гордость и Предубеждение", экранизация 1995-го года).
Фраки 1810-х заметно отличаются от тех, какие были в моде ранее. Фалды поднимаются выше колен, вызывая смех у старшего поколения, да и в целом фраки в большинстве случае смотрятся так, будто портной перепутал мерки и сшил господину одежду на размер-другой меньше. Воротники у фраков только одного вида - высокие стойки. Под фраком же у джентльмена всегда имеется жилет, а то и не один. Каждый сезон мода меняется, и у одного мужчины в гардеробе могли быть бархатные, суконные, жилеты из пике - каждых несколько штук, в разном цвете! Галстуки, похожие на современные, еще не слишком распространены, и франты пользуются галстуками - шейными платками, цвет которых варьируется в зависимости от ситуации. Например, на балы надеваются только белые платки. Из обуви используются в основном сапоги и туфли. Фасонов штанов, как и моделей обуви, очень мало. Джентльмены могут выбирать только из двух вариантов: либо достаточно узкие длинные брюки, либо короткие (в лучшем случае слегка за колено) панталоны и светлые чулки. Одно из важнейших правил состоит в том, что панталоны обязательно должны быть светлее фрака (в редких случаях можно встретить полностью черный костюм).
"Наполеон Бонапарт - первый консул", Жан Огююст Доминиик Энгр, 1804.
Прически в эту эпоху простые, напоминают Античность. Бород никто не носит, но зато очень популярны «гусарские» усы и бакенбарды. Часто мужчины оставляют на щеках узкие полоски волос, называемые "фаворитом". Шляпы - в основном высокие цилиндры с загнутыми с боков полями.
Начало 1800-х.
Джордж Брайан Браммел, известный своими накрахмаленными вортниками. Один из почитателей Браммела настолько накрахмалил свой воротник, что порезал об него ухо.
1830 - 1850
К началу тридцатых в европейской моде побеждает романтизм, и в мужской одежде происходит настоящая революция. К тому же моменту основным законодателем джентльменской моды становится Англия, оттесняя французов на второй план.
Домашний и прогулочный костюмы джентльмена, Великобритания, 1841. Даже невооружённым взглядом видно, что под прогулочным костюмом надет корсет.
К сороковым фраки и цилиндры окончательно исчезают из повседневной жизни и остаются одеждой сугубо вечерней. Им на смену приходят сюртуки и шляпы-котелки. Панталоны тоже уходят в небытие, остаются только простые брюки. Расцветка жилетов наконец становится похожей на современную, чаще всего ткань берется того же цвета, что и для брюк. В целом цвета скорее тёмные, хотя в летний период допускаются серый, кремовый и некоторые другие. Изредка встречаются клетчатая или полосатая материя.
Принц Альберт, муж королевы Виктории. Франц Винтерхальтер, 1842.
Обувь остаётся приблизительно такой же, только сапоги избавляются от отворотов. Важно отметить, что в эту эпоху некоторые мужчины начинают использовать корсеты - идеалом считается достаточно тонкая талия без животика. К середине века становятся популярны прически с более длинными, чем в предыдущие и последующие десятилетия прядями.
1850 - 1865
В следующие пятнадцать лет мода не претерпевает никаких особенно заметных изменений. Сменяются только незначительные детали, такие как длина брюк, формы воротников и лацканов. В это же время появляются съёмные воротнички для рубашек. Сюртуки несколько укорачиваются для удобства носки. В начале шестидесятых становятся популярны ранее неизвестные пиджаки.
Съёмный воротничок для рубашки.
Прически остаются приблизительно те же, поднимается популярность усов и бакенбард, а некоторые мужчины даже отваживаются носить бороду.
"Николай I с Цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году", Богдан Виллеваде, 1884. ...Император и Цесаревич одеты в лучших традициях своего времени.
1865 - 1890
В эту эпоху становится популярным массовое производство костюмов, всё чаще они шьются именно на фабриках. Изменения касаются только деталей, костюм становится более стандартным для всех. Единственное более-менее заметное изменение - пиджаки, которые окончательно сменяют сюртуки. Правда, эти пиджаки куда длиннее тех, которые носят спустя полтора века. Появляются также и смокинги, хотя они менее популярны и потому заслуживают меньшего внимания. Ткани и цвета используются всё те же, хотя встречаются и «попугаистые» костюмы.
Между 1875 и 1880, Великобритания.
С новомодными пиджаками впервые появляется классическое понятие костюма-тройки, который уже в следующее десятилетие займет лидирующие позиции. Шейные платки давным-давно канули в лету, и теперь джентльмены носят простые галстуки, завязанные узлом, и бабочки. Обувь за эти пятнадцать лет тоже изменяется: туфли приобретают несколько более высокий каблук, носок же становится уже.
Фёдор Достоевский носил и бороду, и пиджак.
Александр III - первый русский правитель после Ивана V, носивший бороду. Портрет кисти Николая Шильдера.
1890 - 1901
В последние годы XIX века мужская мода, как и женская, становится чем-то слегка странноватым. Пиджаки приобретают современную длину, а вместе с ней - достаточно экзотические расцветки: некоторые отваживаются носить даже красный, но, к счастью, приверженцы классики все же составляют в обществе большинство. Цветастые жилеты давно вышли из моды, но девяностые приносят с собой новое веяние - полосатые рубашки, которые очень многие с энтузиазмом начинают носить почти в любой неформальной обстановке.
Мужская обувь девяностых.
В первую половину девяностых мужчины носят очень длинные пальто, причем нередко - с пелеринами, но позже эта мода делается менее заметной - пальто, раньше доходившие до икры, укорачиваются до колена. Сюртуки окончательно вытесняются костюмами-тройками, причем возрождается правило ампирной эпохи: брюки всегда должны быть светлее пиджака и жилета. Сами же костюмы теперь почти всегда изготовляются на фабриках, и только редкие франты да Великие князья шьют костюмы на заказ.
Антон Павлович Чехов, 1890-е. Те самые длинные пальто...
Цилиндры, как и в предыдущие годы, остаются сугубо официальным головным убором, в остальное же время носят котелки и мягкие фетровые шляпы. Специально для посещения пляжа джентльмены имеют соломенные канотье. На протяжении всего десятилетия воротники рубашек становятся выше, но галстуки остаются неизменными.
Оскар Уайльд. 1890-е. Впрочем, он-то всегда поражал публику своим эпатажем.
Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.