Малютины дщери. Часть 1

Jun 19, 2021 15:27


Имя царского опричника Малюты Скуратова давно уже стало нарицательным. Кто-то даже помнит его сына Максима, который выведен Алексеем Константиновичем Толстым как персонаж в «Князе Серебряном». Были у Малюты и дочери, причем их судьбы были много интереснее судьбы его единственного сына. Среди них были царица, ставшая регентшей, жена наследника престола и жена двоюродного брата самого Грозного.



Из сериала "Годунов". Честно признаюсь, не смотрела. Кто смотрел: оно того стоит?



Я и сама позабыла об этих женщинах, но решилась тут окунуться в воспоминания детства и перечитать «Никиту и Микитку» Яна. В первый раз я читала эту повесть еще в восемь-девять лет и оттого, разумеется, из всех важных имен в ней знала одного Иоанна нашего Васильевича. А тут, погляди-ка ты, Никита живет на дворе царского опричника Бориса Федоровича, по Москве едет в возке боярыни Марьи Григорьевны… На имени боярыни Марьи Григорьевны шестеренки закрутились. Впрочем, как повелось в моем журнале, обо всем по порядку.

У Малюты, то есть Григория Лукьяновича, было четыре дочери. Старшая была Аннушка, вторая - Марья, третья - Екатерина. Имени младшей мы точно не знаем, но некоторые источники утверждают, что она была названа Еленой.



Прижизненных портретов Анны и Марии не сохранилось, приходится довольствоваться фантазиями позднейших художников. Это якобы Мария. C сайта www.geni.com.

Анна Григорьевна

Анна родилась, по-видимому, около 1550 года. О ней известно очень мало. Единственное, что мы знаем доподлинно, - это то, что она ранее 1573 года вышла замуж за князя Ивана Михайловича Глинского. Вы спросите, почему именно ранее этого года - я отвечу, что в 1573 году погиб сам Малюта, а свадьбу явно устраивал он. Конечно, он и так был любимцем царя, но иметь в зятьях царского кузена - совсем иное, нежели быть просто временщиком. (Князь Глинский был родным племянником Елены Глинской, матери Грозного, и, следовательно, двоюродным братом самого царя).



Якобы Мария. C сайта stuki-druki.com.

Мария Григорьевна

Она, без сомнения, осталась в веках самой известной из четырех сестер, и немудрено: ее мужем был тот самый опричник, боярин, а затем и царь, чье имя было Борис Годунов. Они обвенчались, будучи еще совсем молодыми. Годунову на свадьбе было восемнадцать или девятнадцать лет, его невесте - примерно столько же.



Царь Борис и царица Марфа, эскиз неосуществленной картины. Николай Ге, 1874.

Тридцать четыре года Годуновы прожили в законном браке, от которого родилось трое детей: Ксения (1582-1622), Федор (царь, 1589-1605) и Иван, который умер во младенчестве. После смерти царя Бориса, своего мужа, Мария около двух месяцев была регентшей при сыне Федоре, по малолетству не имевшего возможности править самостоятельно.



Борис Годунов и дети. Алексей Кившенко, 1880.

10 июня 1605 года, уже после ареста, Марья Григорьевна и пятнадцатилетний Федор были волею самозванца Лжедмитрия убиты. Ксения, как мы помним, досталась самозванцу в наложницы.

О царице Марии никогда не говорили хорошо, что неудивительно: что бы ни делала дщерь Малюты, хорошей славы о ней не может быть, ведь все помнят деяния ее отца. Голландец Исаак Масса, посланник при русском дворе, писал:

«Эта женщина, по имени Мария, имея сердце Семирамиды, постоянно стремилась к возвышению и мечтала со временем стать царицей, и надежды её возрастали, ибо у царицы Александры (Ирины Годуновой, жены Федора Иоанновича - Ю.Ф.) не было детей; и [Мария] постоянно убеждала своего мужа в том, что никто кроме него по смерти Фёдора не может вступить на престол, хотя ещё живы были другие, а именно Димитрий, сын тирана от седьмой его жены Марфы. (…) Могут подумать, каким образом Борис, не умевший ни читать, ни писать, был столь ловок, хитер, пронырлив и умен. Это происходило от его обширной памяти, ибо он никогда не забывал того, что раз видел или слышал; также отлично узнавал через много лет тех, кого видел однажды; сверх того во всех предприятиях ему помогала жена, и она была более жестока, чем он; я полагаю, он не поступал бы с такою жестокостью и не действовал бы втайне, когда бы не имел такой честолюбивой жены, которая, как было сказано выше, обладала сердцем Семирамиды».



Убийство Федора Годунова. Константин Маковский, 1862.

Впрочем, то, что пишет Масса, можно смело поделить надвое, потому что он явно приукрашивал события: Борис Годунов, хоть и не получил обширного образования, был вполне грамотным.

Продолжение следует.

Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

Русское государство, Рюриковичи, XVII век, Россия, XVI век

Previous post Next post
Up