Есть в истории искусства два стиля: барокко и рококо. И тот, и другой отличаются удивительной помпезностью, великолепием и претенциозностью. И тот, и другой относятся к позднему Возрождению, концу первого периода Нового времени. По этим причинам их часто путают, и лишь малое количество людей сумеет один отличить от другого. Попробуем разобраться и мы.
Зимний дворец - прекрасный пример пышного барокко Елизаветы Петровны. Изображение с сайта history1.ru.
В XIX веке рококо считали высшим расцветом барокко, что одновременно справедливо и несправедливо. С одной стороны, рококо действительно очень похож на барокко, он развился из него, появившись позже, но, с другой, это всё-таки два разных стиля, а не один.
Менины (Семья Филиппа IV). Диего Веласкес, 1656-7. Барокко.
Барокко - архитектурный стиль, господствовавший в Европе с конца эпохи высшего итальянского Возрождения почти до конца XVIII стол. <…> Главные особенности этого стиля <…> состоят в чрезмерном развитии и выступе вперед всех несущих на себе тяжесть частей сооружения, в превращении прямых линий в капризно-изломанные, изогнутые и прерывающиеся, в избытке затейливых украшений и вообще в причудливом нарушении принципов классической архитектуры. <…> Название Б. перешло от архитектуры и к прочим отраслям искусства - к скульптуре, орнаментике и живописи одного с нею времени, принявшим такое же, как и она, направление.
Рококо - Название архитектурного и декоративного стиля, образовавшегося во Франции во времена регентства (1715-23), достигшего полного развития при Людовике XV, перешедшего в другие страны Европы и господствовавшего в ней до 1780-х годов. Стиль Р. был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, <…> имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности…
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Танцующая Камарго. Никола Ланкре, около 1730. Рококо.
Можно сказать, что барокко, хоть и являлся «стилем эпохи», всё-таки был в первую очередь архитектурным стилем, как максимум - стилем интерьеров. Рококо же проник везде: и в архитектуру, и в интерьеры, и в моду. Именно рококо господствовал в моде перед началом Французской революции, которая, в числе прочего, привела к «ампирным» настроениям.
Но это ещё не всё. Существует множество других различий между этими двумя стилями, и на них мы остановимся подробнее.
"Самсон" в Петергофе - замечательный пример ландшафтного дизайна эпохи барокко. Изображение с сайта ru.wikipedia.org.
Барокко был стилем скорее монументальным, общий внушительный вид был тут важнее, чем мелкие детали. Также в ходу были контрастные детали, всё должно было быть как можно более пышным и ярким, роскошным и помпезным, и даже несколько «холодным». В рококо внушительность и громоздкость вовсе никуда не делись, но основной упор делался теперь на множество мелких деталей, декоративные элементы, целостную изысканность образа. К тому же, рококо принёс с собой и светлые тона в большем количестве, которых в барокко было не так много.
Зал Принцессы в отеле Субиз. Рококо. Изображение с сайта ru.wikipedia.org.
Однако наибольшие отличия были между этими стилями в оформлении интерьеров, и именно эти отличия проще увидеть спустя несколько веков. В эпоху барокко помещения были большие, масштабные, с большим количеством лепнины, фресок, позолоты, контрастов… Рококо же характеризовали куда менее масштабные комнаты с не слишком высокими потолками, контрастность заменилась плавным перетеканием цвета. Хотя, надо признать, позолота и лепнина, хоть и стали более утонченными, вовсе не исчезли. Зато стали популярны текстиль и дерево, создающие в комнатах уют. Последним отличием было то, что в рококо, в отличии от барокко, царила асимметрия.
Золотой кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. Рококо. Изображение с сайта ru.wikipedia.org.
Таким образом, несмотря на множество общих деталей, рококо и барокко всё-таки были двумя разными стилями, и путать их не следует.
Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.