В 1930-х эта актриса справедливо считалась звездой первой величины. Она снималась в блокбастерах, стала первой пятикратной номинанткой на "Оскара", получив эту премию за лучшую женскую роль в фильме "Разведенка", и сделала модным новый тип героини - свободной, элегантной и не комплексующей из-за своего одиночества. При этом в реальной жизни она была замужем, и весьма удачно 🙂.
Эдит Норма Ширер родилась в канадском Монреале 11 августа 1902 года в обеспеченной семье. В детстве ее, как и многих будущих красавиц, считали гадким утенком, но в целом актриса вспоминала детство и раннюю юность как "прекрасный сон". Он закончился в 1918 году, когда строительная компания ее отца разорилась. В то же время пресловутый "выход из зоны комфорта" дал старт актерской карьере Нормы: продав пианино, ее мать купила три билета на поезд до Нью-Йорка и отправилась туда вместе с дочерьми. В ее кармане было рекомендательное письмо к Флоренцу Зигфельду: директор местного театра за небольшую сумму согласился порекомендовать юную Норму владельцу знаменитого шоу.
В январе 1920 года Норма Ширер впервые попала в Нью-Йорк, где ее ждал ледяной душ неудач.
То, что они поселились в крошечной комнате, где приходилось спать по очереди и под окном постоянно грохотали поезда - это было еще полбеды. Зигфельд, на которого возлагалось столько надежд, категорически отверг дебютантку, причем в жесткой форме: он сравнил ее с собакой и раскритиковал ее косоглазие и короткие ноги. Глаза у юной Нормы и впрямь немного косили. Позднее, заработав немного денег, она обратилась за консультацией к доктору Уильяму Бейтсу, пионеру в лечении косоглазия. Бейтс предложил ей серию упражнений для укрепления глазных мышц, и после упорных тренировок дефект стал гораздо менее заметен. Но это было потом, а пока Норма, не обескураженная первой неудачей, отправилась на кастинг студии Universal Pictures, где искали 8 симпатичных девушек в массовку. Ей удалось стать одной из них.
Целый год Норма снималась в эпизодических ролях, подрабатывая моделью: она снималась в рекламе зубной пасты, мыла и даже шин. Прорывом в ее карьере стал немой фильм «Похитители», в котором она сыграла дочь главного героя. Способную молодую актрису заметили и предложили переехать в Лос-Анджелес, в компанию Louis B. Mayer. Вице-президентом компании недавно стал 24-летний продюсер Ирвинг Грант Тальберг. В феврале 1923 г. 21-летняя Норма приехала в Лос-Анджелес, воображая, что ее встретят как звезду, но повторился нью-йорский сценарий: на вокзале ее вообще никто не встретил. Разговор с Тальбергом на следующий день в студии показался холодноватым, а пробы привели актрису в ужас: из-за неправильно выставленного света она выглядела безобразно. И тут Норма не выдержала и устроила скандал, добившись повторных проб. Но на этом невзгоды не закончились: вместо главной роли, которую ей обещали, Норме пришлось играть второстепенного персонажа.
Режиссер счел Норму нефотогеничной и обращался с ней не слишком хорошо: кричал и топал ногами. Не умея найти общий язык с новой актрисой, он пожаловался на нее владельцу студии Майеру. Норма шла к нему в кабинет, уверенная, что ее уволят, но Майер порекомендовал ей взять себя в руки и показать, на что она способна. Совет пришелся кстати: Норма стала выкладываться на все сто в каждой сцене, заслужив в итоге уважение режиссера и коллег. Впоследствии все, кто с ней работал на съемочной площадке, отмечали ее перфекционизм.
(На фото ниже - три разных образа: королева, Джульетта и дурнушка-секретарша).
26 апреля 1924 года компания Louis B. Mayer Pictures была объединена с Metro Pictures и Samuel Goldwyn Company и образовала Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). Ширер вместе с Лоном Чейни и Джоном Гилбертом снялась в первой официальной постановке новой киностудии - "Тот, кто получает пощечины". Фильм имел заметный успех и способствовал стремительному взлету новой компании, а также известности Ширер. К концу 1925 года она стала лицом MGM и подписала новый контракт: отныне ей платили 1000 долларов в неделю (на протяжении следующих пяти лет сумма выросла до 5000). Норма купила дом на Вайн-стрит, 2004, в котором поселилась вместе с матерью.
Став звездой, Ширер поняла, что это еще не все - теперь нужно остаться ею. В студии было много других талантливых актрис-соперниц, включая Грету Гарбо. Впрочем, Норма умела за себя постоять, не раз являясь к Тальбергу отстаивать свои права. А дальше было как в кино: продюсер, споривший с актрисой, незаметно для себя в нее влюбился. На премьере "Золотой лихорадки" Чаплина в июле 1925 г. они впервые появились как пара, а в 1927 двухлетний роман закончился законным браком.
29 сентября 1927 года они сыграли "свадьбу года" в Голливуде. Через неделю после свадьбы вышел «Певец джаза» - первый полнометражный звуковой фильм, ознаменовавший конец эпохи немого кино. Для многих "немых" звезд звуковое кино оказалось непреодолимым барьером - но не для Нормы. Ее первый звуковой фильм "Суд над Мэри Дуган" (1929) имел огромный успех во многом благодаря ее речи: умеренный и гибкий канадский акцент Ширер воспринимался как не совсем американский, но и совсем не иностранный, вызвал аплодисменты критиков и даже подражание со стороны других актрис.
Несмотря на популярность ее последующих звуковых фильмов, Ширер опасалась, что публика скоро устанет от ее имиджа «хорошей девочки», и последовала совету друга и коллеги по фильму Рамона Новарро. В студии малоизвестного фотографа Джорджа Харрелла она сделала серию фотоснимков, которые убедили ее мужа в том, что она сможет сыграть главную роль в новом пикантном фильме MGM "Разведенка" (1930).
За роль Джерри Мартин в "Разведенке" Ширер получила "Оскара". За ней последовала серия весьма успешных фильмов - "Незнакомцы могут поцеловаться" (1931), "Свободная душа" (1931) с Лесли Ховардом и Кларком Гейблом, "Частная жизнь" (1931) и "Странная интерлюдия" (1932). Все эти фильмы стали кассовыми хитами, что позволило Ширер конкурировать с Джоан Кроуфорд, Гретой Гарбо и Джин Харлоу в качестве лучшей актрисы MGM до конца 1930-х.
Брак Ширер с Тальбергом дал ей определенные привилегии в Голливуде, что вызывало недовольство таких соперниц, как Кроуфорд, которая жаловалась, что Ширер всегда будут предлагать лучшие роли и лучшие условия. Но у того, кто хотя бы раз видел Ширер на экране, вопрос "Кому она обязана своей карьерой - таланту или мужу?" не возникнет. Я видела ее в "Марии-Антуанетте" (1938) - вершине карьеры актрисы (и присоединяюсь к 4-му или 5-му поколению критиков, которые скорбят, что такое великолепный костюмированный фильм не был снят в цвете 😁). Норма не только ослепительно красива, но и играет легко и непринужденно. Кстати, этот фильм с огромным бюджетом был снят уже после смерти Тальберга, ушедшего из жизни в 1936 г.
Раскрашенный кадр из фильма.
Известно, что Ширер была одной из многих актрис, рассматривавшихся на роль Скарлетт О'Хара в фильме «Унесенные ветром» (1939). Однако она не проявила никакого интереса и пошутила: «Скарлетт - неблагодарная роль. Мне бы очень хотелось сыграть Ретта!» В том же 1939 году она сыграла нетипичную для себя роль в мрачной комедии "Восторг идиота" по пьесе Роберта Э. Шервуда. Критики высоко оценили напряженную атмосферу в ее следующем фильме «Побег» (1940), где она сыграла любовницу нацистского генерала, помогающую американцу освободить его мать из концлагеря. Но эта роль была своего рода "лебединой песней" Нормы: сыграв в двух провалившихся фильмах «Мы танцевали» и «Ее картонный любовник», она в 1942 году ушла из кино.
Фото 1950 г.
Через некоторое время Норма вышла замуж за Мартина Арруже, летчика ВМС времен Второй мировой войны, бывшего инструктора по лыжам ее детей, который был на 11 лет младше ее. Несмотря на то, что Ширер часто посещала публичные мероприятия, она постепенно ушла с общественной сцены Голливуда, а ее былая слава забылась. В 1960 году ее секретарь заявила: «Миссис Ширер не хочет никакой публичности. Но я могу вам сказать, что она отклоняла многие просьбы сняться в кино и телешоу». Арруже и Ширер оставались женатыми до смерти актрисы в 1983 году. Она похоронена в Большом мавзолее в Мемориальном парке Форест-Лоун в Глендейле, Калифорния, в склепе с надписью "Норма Арруж" вместе со своим первым мужем Ирвингом Тальбергом.