У старых экранизаций есть одна важная черта - добросовестность. Режиссеры считали хорошим тоном точно следовать экранизируемой книге, а не сочинять собственную версию событий. Но даже на этом фоне фильм С.Ростоцкого выделяется особо тщательным подходом: он не просто воспроизводит на экране содержание "Героя нашего времени", а расширяет рамки повествования. Если в романе Лермонтова все вертится вокруг Печорина, то "Бэла" - это еще и рассказ о людях, которых судьба свела с ним (и жизни которых он разрушил).
Однако этот рассказ не является отсебятиной: Ростоцкий ничего не додумывает за Лермонтова. Он лишь раскрашивает черно-белые силуэты, делает фигуры отца и брата Бэлы, Казбича яркими и объемными, превращает их из эпизодических во второстепенных персонажей. Известно, что режиссер и художник фильма изучали культуру народов Кавказа: все костюмы, интерьеры, фольклорные элементы в нем - подлинные. То, что у Лермонтова лишь намечено: быт, обычаи и эмоции горцев - в "Бэле" показано красочно и достоверно. Разумеется, такой подход делает фильм более зрелищным, но главное его преимущество не в этом.
Смещение фокуса зрения с Печорина на других персонажей влечет за собой совершенно иное восприятие лермонтовского героя. Перед зрителем предстает не пресловутый лишний человек, а хладнокровный психопат, которому своя шейка копейка, да и чужая головушка полушка.
Из-за его каприза гибнет целая семья: отец Бэлы, она сама, да и с Азаматом, судя по всему, ничего хорошего не приключилось. Жили люди по своим обычаям, демонстрировали по мере сил лояльность, даже на свадьбу пригласили - а в качестве благодарности получили позор, горе и смерть. Да, Бэлу убил Казбич, но вина Печорина в ее смерти неизмеримо больше. С Казбича взять нечего: он обычный разбойник, никого не вводящий в заблуждение на свой счет. Диапазон действий абрека неширок: он или режет кого-то, или не режет. А Печорин прекрасно понимал, что творит; у него нет оправдания в виде невежественности или неумения владеть собой. Но, как и все психопаты, он видит в окружающих объекты, а не людей. Захотел - сорвал яблоко с ветки, захотел - украл девушку и принудил психологическим давлением и манипуляциями к сожительству (только не надо оправдывать подобное скотское поведение "любовью": это не любовь. Истинная любовь несовместима с насилием ни в какой форме).
Отличным от привычного канона предстает в фильме и Максим Максимович. Это не храбрый офицер - слуга царю, отец солдатам, а, простите, какой-то терпила в мундире, который развел бардак на вверенном ему участке. Какой из него командир крепости, если ему не подчиняется мальчишка-прапорщик? Шпагу он у него отобрал на 5 минут, видите ли, вместо того, чтобы отправить Печорина на гауптвахту, а Бэлу немедленно вернуть в семью. Если бы все было сделано максимально быстро, пребывание девушки в крепости удалось бы скрыть, и ее репутация не пострадала. Отвез бы Бэлу к селению, договорился, что она скажет всем, будто потерялась и блуждала в горах - и никакой драмы бы не было. Но Максим Максимович жует сопли и тем самым становится соучастником печоринского преступления. Старому дуралею даже не приходит в голову, что действия психопата могли повлечь за собой огромные проблемы, включая новую вспышку боевых действий. А если бы о поведении Печорина узнало Третье отделение, то и Максим Максимович, и прапорщик вполне могли отправиться в кандалах в сибирские дали.
По бурным эмоциям, которые герои фильма вызывают у зрителей, очевидно, что сыграны они блестяще. Что Владимир Ивашов, сыгравший Печорина (его озвучивал Тихонов), что Алексей Чернов - Максим Максимович, что Суламбек Мамилов в роли Казбича - все выложились на 100%. Юная Сильвия Берова прелестна в роли Бэлы. Ну и кавказские горные пейзажи смотрятся лучше любых декораций. Хотя, понятное дело, все это гадание на кофейной гуще, но мне кажется, что если бы Михаил Юрьевич увидел этот фильм, то был бы доволен 🙂. Или, как минимум, признал что и такой взгляд имеет право на существование.